Развитие и коррекция речи у детей от года до трех – пяти лет. М.И. Лохов


Развитие и коррекция речи
у детей от года до трех – пяти лет.


М.И. Лохов


Введение

Современное состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Обратив внимание на увеличение рождаемости в стране, руководство забыло о необходимости опе-режающего развития детского здравоохранения, которое находится в плачевном состоянии. Поэтому число больных и не вылеченных вовремя детей в ближайшем будущем будет толь-ко расти. В таких условиях сами родители должны получать минимальные навыки по ис-правлению основных заболеваний детского возраста хотя бы в плане нормального развития ребенка. Одной из главных проблем детского развития является развитие речи, как основно-го показателя развития мозга, двигательной активности, мышечного аппарата и координа-ции движений. На нашем сайте раздаются несмолкающие вопли: «Что делать, если мой ребенок начал заикаться?», «Что делать, если мой ребенок не говорит?» и т.д. Между тем в некоторых случаях самостоятельное лечение таких детей оправдано и приносит ощутимый и быстрый результат, о чем свидетельствует наша многолетняя успешная практика общения по телефону с родителями, вплоть до получения конечного положительного результата.


Физиология речевого аппарата

Строение (анатомия) речевого аппарата с одной стороны весьма проста, с другой – необычайно сложна. По сути дела, в чисто механическом плане, это органная труба, саморе-гулирующая тональность звука. Однако в отношении регулирования – это весьма сложная кибернетическая система, осуществляющая согласованную координацию более чем 50 групп разнообразных мышц в речевом процессе.


Начальное развитие речи у ребенка

Становления речи у ребенка в период от рождения до года проходит ряд генетически запрограммированных этапов развития. Первый этап - этап лепета и гуления, полностью генетически запрограммирован, т.к. наблюдается у глухих от рождения детей. На этом этапе практически невозможно определить национальную принадлежность ребенка. Второй этап – этап перехода гуления в слоговую речь, произношение отдельных слов по слогам. На этом этапе уже ясна национальная принадлежность ребенка, и важную роль здесь начинают иг-рать процессы неврологической памяти. Обращаем внимание, что и в этом периоде развития речи дети всех национальностей начинают говорить по слогам, сочетаниями одного гласного и одного согласного звуков (ма-ма, па-па и др.), что является обычным для европейской языковой группы, но совершенно несвойственно восточным языкам. На этом этапе ребенок должен слышать речь других людей, чтобы начать говорить, чем больше, тем лучше. Хотя речеобразование – генетически заложенный процесс, ему необходим внешний толчок для запуска. И здесь важную роль играет направленная помощь ребенку.


Развитие речи от года и старше

Первые слова, сказанные ребенком, обычно появляются с началом другой двигатель-ной активности – с первыми самостоятельными шагами. Вероятно, это не случайно, но практически не исследовано. Особенности первых слов – слогообразная речь, выступает как генетическая основа речи на всех языках мира. Искусственное сокращение этого периода речевого развития, например, настойчивым требованиям со стороны родителей произносить слова «как надо», приводит к нарушению речевого развития и появлению заикания в разнообразных его формах. На этом этапе необходима направленная помощь ребенку не в сокращении, а продлении его длительности, особенно если нарушения речи наблюдались у родителей или ближайших родственников. Бережное отношения к слоговому этапу развития речи поможет в дальнейшем избежать многих неприятностей в её развитии.


Патология развития речи: мутизм, заикание, дислексия.

Основные патологии развития речи на втором году жизни – мутизм и заикание, так называемого «клонического» типа (повторение первых слогов в слове, первых звуков слова, или отдельных слов). Термин «мутизм» означает молчание, чаще всего полное. Ребенок по-нимает практически все, что ему говорят родители и исполняет их просьбы, но не произно-сит ни одного слова. Он как бы немеет на некоторый период времени, иногда довольно про-должительный (до двух и более лет), как правило, без значительных последствий на его дальнейшее интеллектуальное развитие, но являющееся сигналом о нарушениях взаимодей-ствия между структурами мозга. Если мозг самостоятельно не исправит нарушение генети-чески запрограммированного взаимодействия между структурами, в дальнейшем это может привести не только к речевым, но и психическим нарушениям различной тяжести. Поэтому мутизм требует незамедлительного обращения к неврологу или психотерапевту, и проведе-ния обследования мозга объективными методами (например, компьютерной электроэнцефа-лографии – КЭЭГ, как интактного метода, при котором на мозг ребенка никаких воз-действий не оказывается). При этом необходимо обращать внимание как на квалификацию врача (он должен работать в больнице со стационаром не менее 10-15 лет), так и на обеспе-чение КЭЭГ соответствующими программами анализа взаимодействия между структурами головного мозга (например, программами кросскорреляционного анализа ЭЭГ).
Заикание – нарушение речевого развития в раннем возрасте, вызванное первичным нарушением взаимодействия между центральными структурами, отвечающими за речеобра-зование. О проявлении клонического типа заикания мы говорили выше. На наш взгляд – это защитный механизм мозга за восстановление по каким-то причинам нарушенного периода слогового развития речи, за его продление. В чем и надо помочь ребенку, начав говорить с ним по слогам в темпе первичного слогообразования (примерно 80-90 слогов в минуту). В этом процессе большую помощь может оказать метроном для музыкальных занятий, настро-енный на соответствующую частоту. Метроном не только облегчает вам поддержание соот-ветствующего темпа слоговой речи, но и воздействует на ритмику мозга, способствуя её восстановлению, что также влияет на восстановление межструктурного взаимодействия.
Тонический тип заикания – это действительное заикание, связанное с судорогами мышечного речевого аппарата. Защитные механизмы не поддержаны, поражение начинает проявляться все в более и более явном виде, вызывая в старшем возрасте логоневроз, одну из разновидностей невроза навязчивых состояний, связанного со страхом перед собственной речью. Лечение основано на слоговой речи и активации собственных резервов мозга при помощи дополнительного (к производству самим мозгом) приема аминокислот или их предшественников (например, пантогама и глицина), а также подавления эпилептических нервных клеток (если на ЭЭГ регистрируется пароксизмальная активность), применением минимальных доз противосудорожных препаратов (мы в течение 20 лет с успехом используем клоназепам в дозировке не более 1 мг в сутки с распределением на три приема). Так как аналогичные вещества производятся самим мозгом, необходимо четко выдерживать время их приема (с точностью до получаса). Поэтому требуется строго поддерживать определенный распорядок дня. Несоблюдение этого требования делает использование психофармакологии не только бесполезной, но даже вредной, нарушающей биохимическую ритмику работы мозга. Об этом условии часто забывают не только больные, но и врачи.
Дислексия – неправильное (с точки зрения взрослых!) произношение звуков ребен-ком. Исправлением (постановкой) звуков необходимо заниматься с самого раннего возраста, когда сформирована фразовая речь, т.е. ребенок произносит осмысленные предложения, со-стоящие из 5-6 слов. Здесь нужна консультация грамотного логопеда, который должен кон-статировать сам факт неправильного произношения, установить, с чем оно связано, объяс-нить причину найденного дефекта одному из родителей, и показать, какие упражнения необходимо делать ежедневно для устранения данного дефекта. Родители должны быть готовы к ежедневной речевой работе с ребенком по 20-25 мин не менее чем 2-3 раза в день. Только такими усилиями (на фоне подключения резервов мозга) можно добиться результатов в течение нескольких месяцев. Чем дольше затягивается лечение, тем хуже его результаты и больше психологическая травма, полученная ребенком.


Что делать, если Ваш ребенок не говорит?

Изучайте особенности Вашего ребенка. Не вдавайтесь в панику! Проверьте сохран-ность мыслительных процессов и степень поражения мозга объективными методами обсле-дования (например, КЭЭГ). Занимайтесь развитием речи с ребенком не менее 2-3 раз в день. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20-25 мин. Практические зада-ния и тексты по развитию речи у детей от года до трех лет есть в соответствующих книгах, которые вам поможет выбрать логопед. Основной принцип – включение всех каналов связи с внешним миром под Вашим контролем: диапроектор или компьютер с жидкокристалличе-ским экраном вместо электронного телевизора, красивые рисунки вместе со сказками в сти-хах. Работа, работа и еще раз работа с применением ритмичной (слоговой) речи под контро-лем метронома!


Что делать, если Ваш ребенок начал заикаться?

Чем раньше возникло заикание, тем, вероятно, сложнее первичное поражение мозга. Чем раньше начато лечение, тем быстрее и вернее достигается успех. Обязательное обследо-вание объективными методами. Консультации у врача (невролог, психотерапевт) и логопеда. Как найти хороших специалистов, и как самим вылечить заикание, частично было сказано выше. Более подробное описание методики лечения можно найти в книгах: Лохов М.И., Фесенко Ю.А. «Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста», изд-во Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010 г.; Лохов М.И., Фесенко Ю.А. «Если у ребенка заикание», изд. Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2011 г.


Заключение

В Ваших силах исправить речь своего ребенка, но для этого надо непрерывно рабо-тать и над собой. Читать соответствующую литературу, осваивать психологические приемы общения, вырабатывать уверенность в себе, путем самовнушения, саморегуляции, самокон-троля. Помощь на этом нелегком пути Вам может оказать психотерапевт. Запомните, что лучшая педагогика – это собственный пример для ребенка, а чтобы быть примером, надо иметь соответствующий уровень собственного здоровья и знаний, самим освоить слоговую речь и использовать её в общении в присутствии ребенка. Это нелегко, но иначе придется ждать 5-6 летнего возраста ребенка (раньше для обучения в группах мы не берем, и наша жизнь, увы, не вечна), каждый год жизни которого будет связан с психологическим диском-фортом, а иногда – с переживаниями, оставляющими неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Решать Вам, что дороже - собственный комфорт и покой, или здоровье вашего ребенка.

Развитие и коррекция речи у детей от года до трех – пяти лет. М.И. Лохов

Развитие и коррекция речи у детей от года до трех – пяти лет. М.И. Лохов Введение Современное состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Обратив внимание на увеличение подробнее...

История Кэндейс Вебстер

Когда я села писать, труднее всего было выбрать название. Я не сомневалась насчет того, что хочу сказать, но не могла решить, как озаглавить свою историю. Перебирала разные заголовки: Заикание и я, подробнее...

Задачи коррекционно-воспитательной (логопедической) работы

Логопедической работе придается очень важное, преобразующее значение в комплексном медико-педагогическом подходе к преодолению заикания. Основной целью логопедической работы является подробнее...

Личный опыт

В этом разделе собраны рассказы посетителей сайта и истории из других источников. подробнее...

Самомассаж в устранении заикания

Расслабление мышц шеи Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка. Упражнение 1 Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой подробнее...