Виды заикания. Характеристика разных форм заикания

Виды заикания

Во многих источниках заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное и смешанное. На представленных ниже таблицах дается относительная характеристика каждого вида заикания.

Таблица 1

Клиническая характеристика разных форм заикания

 

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Речевая активность

Резко снижена

Как правило, повышена

Высокая до появления невротических наслоений, затем падает

Локализация судорог

Преимущественно дыхательно-вокальные

Преимущественно в артикуляционном аппарате

Во всех группах мышц, связанных с речью

Темп речи

Различный

Тахилалия

Тахилалия

Звукопроизношение

Без особенностей

Часто дислалия, иногда дизартрия

Различное

Выразительность речи

Различная

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Как и при неврозоподобном заикании

Психомоторика (включая логомоторику)

Без выраженных особенностей

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений

Различная, но часто похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании

Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса)

Типичен

Непостоянен

Непостоянен

Сопутствующие движения

Часты. Характер их изменчив

Очень часты. Стереотипны

Постоянны и чаще всего однообразны

Фиксация на трудных звуках

Выражена

Слабее, чем при невротическом заикании

Более или менее выражена

Течение заикания

Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния

Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редки

Часты

Часты

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений

Обычно высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Недостаточна

 

Таблица 2

Некоторые показатели психического и физического развития лиц с разными типами заикания

Показатели

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Психомоторное развитие в первые два года жизни

Различное, порой ускоренное

С задержкой

С задержкой

Психомоторное развитие в 3-4-летнем возрасте

Различное, нередко ускоренное

С задержкой

С задержкой

Развитие навыков самообслуживания

Без заметных отклонений

С задержкой

С задержкой

Леворукость

Как в популяции

Часта

Часта

Речевая патология у близких родственников

Редка

Часта

Часта

Сроки и обстоятельства появления заикания

После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте

В период становления речи

Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)

 

Таблица 3

Влияние некоторых социальных, психических и соматических факторов на характер проявления разных видов заикания

Факторы

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Страх речи

Обязательно для логофобического заикания

Нет. Заикание возрастает вследствие психомоторного возбуждения

Как при неврозоподобном заикании, затем присоединяются тревога и страх речи в присутствии незнакомых людей

Усиленная фиксация на речи

Типична

Нет

Встречается часто

Влияние психотравмирующей ситуации

Резко ухудшает речь

Влияет мало

Влияет периодически

Неожиданная смена ситуации

Резко ухудшает речь

Не имеет большого значения

Ухудшает речь

Соматическое заболевание

Не влияет на речь

Усиливает заикание

Усиливает заикание

Большая речевая нагрузка

Ухудшает речь в зависимости от психотравмирующей ситуации

Усиливает заикание

Усиливает заикание

Органическое поражение головного мозга

Существенно не ухудшает заикание

Резко усиливает заикание

Усиливает заикание

Физическая ослабленность

Не влияет на заикание

Резко усиливает заикание

Усиливает заикание

Эмоционально-волевая незрелость

Существенно не влияет на течение заикания

Мешает преодолению больным речевого дефекта

Мешает преодолению речевого расстройства

 

Таблица 4

Данные параклинических обследований при разных видах заикания

Результаты обследования

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Рентгенограмма

Чаще без особенностей

Преобладает субкомпенсированная гидроцефалия

Часто субкомпенсированная гидроцефалия

Электроэнцефалог-рамма

Как в популяции

Преобладают органические изменения, нередко с повышенной судорожной готовностью

Как и при неврозоподобном заикании, но в меньшей степени

Состояние лор-органов

Как в популяции

Частые заболевания лор-органов

Реже, чем при неврозоподобном заикании

@ М.И.Буянов, В.Н.Требулева.

Из книги "Заикание у подростков" (сост. М.И.Буянов)

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у подробнее...

Р. Кён. "Заикание". 1878 г.

Об этом страдании уже много говорено и писано призванными и непризванными. Оно было известно еще в глубокой древности, так как уже во 2-й книге пятикнижия говорится о Моисее, что он "был подробнее...

Книги и учебные пособия по заиканию online

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: подробнее...

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми

Значение игры в жизни человека очень большое. В разных ситуациях мы постоянно (сознательно или нет) «исполняем» разные роли: служебные, профессиональные, общественные, семейно-домашние, подробнее...

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо подробнее...