Почему корригируется заикание при пении

В работе (1) нами были проанализированы различные способы произнесения фраз, применяемые при коррекции заикания: шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, замедленная; речь с выделением ударных гласных; скандированная речь; полный стиль произношения; ритмизированная и послоговая речь. Показано, что на первый взгляд эти существенно различные способы произнесения слогов, фраз, текстов имеют общие характеристики: значительно увеличена продолжительность каждого слога в сравнении с обычной речью; наблюдается тенденция к уравнению слогов по длительности. Было выяснено также, что эффективность коррекции тяжести моторных проявлений при заикании пропорциональна длительности слогов в используемой речи.

Хотелось бы проверить, насколько справедливы эти выводы для пения, которое также используется для коррекции заикания. Специального исследования данного вопроса, насколько нам известно, не проводилось, в литературе можно найти по этому поводу лишь отдельные замечания (2).

Считается общеизвестным, что при исполнении любых песен заикающиеся поют практически без спазматических задержек. Однако результаты, полученные в работе (3), привели к мысли, что коррекция заикания, наблюдаемая при пении, может быть обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами, как то: темп песен, пение дуэтом, в хоре, с музыкальным сопровождением, под собственный аккомпанемент.

Чтобы выделить в чистом виде влияние пения, совместно с А.С. Александровской (4) был проведен эксперимент, в котором участвовало 85 подростков и взрослых с заиканием различной этиологии и тяжести; из них 20 человек страдали легким, 35 - средним и 30 - тяжелым заиканием (учитывалась только тяжесть моторных проявлений). До эксперимента 82 человека из 85 утверждали, что во время пения не заикаются. Отметим, что среди испытуемых были лица, поющие в хоре и даже окончившие музыкальную школу или училище.

Всем участвующим было предложено спеть куплеты из ранее подобранных восьми общеизвестных песен разного темпа (по одному куплету из каждой песни). Затем прослушивалась магнитофонная запись исполненного. После этого предлагалось спеть куплет без аккомпанемента, затем - проговорить его слова. И в первом (пение), и во втором (проговаривание) случае подсчитывалось количество судорог и их длительность.

Затем для каждой песни при помощи формулы, предложенной в работе (5), определялся коэффициент:

Kэфф = 10 * [1 - (2A + B)/(2A0 + B0)],

где A и B - соответственно число коротких и длительных судорог при пении, а A0 и B0 - те же величины при чтении данного куплета наизусть. Kэфф может меняться от 0 до 10. При Kэфф = 0 влияние пения по сравнению с обычной речью отсутствует, Kэфф = 10 означает полную коррекцию заикания при пении.

После эксперимента результаты усреднялись для каждой из выбранных песен, отдельно для групп с легкой, средней и тяжелой степенью заикания. В табл.1 представлены по каждой  из предложенных песен: средняя продолжительность слогов в музыкальной фразе, процент заикающихся среди выделенных групп (считалось, что больной заикается при пении, если при исполнении данного куплета возникла хотя бы одна речевая судорога), а также соответствующие значения Kэфф.

Таблица 1

Перечень предложенных песен

Средняя длина слогов

Процент заикания и Кэфф

Тяжелые Средние Легкие
"Песня о веселом друге", муз. Дунаевского 220 85%   6 0%   10 0%   10
"Там, за рекой", муз. Баснера 230 100%   2 0%   10 0%   10
"Ах вы сени, сени..." 267 62%   3 30%   5 0%   10
"Марш веселых ребят", муз. Дунаевского 313 85%   4 15%   7 0%   10
"Голубой вагон",*   муз. Шаинского 327 25%   7 10%   10 0%   10
"Наш паровоз вперед лети", муз. Зубкова 330 85%   5 10%   10 0%   10
"Солнечный круг"*, муз. Островского 533 25%   8 0%   10 0%   10
"Ивушка"*, муз. Пономаренко 650 20%   9 0%   10 0%   10

Результат оказался неожиданным как для экспериментаторов, так и для пациентов. Оказалось, что пение полностью устраняет спазматические задержки только при легкой степени заикания. Около 50 процентов испытуемых с заиканием средней тяжести испытывали трудности при пении. У всех испытуемых с тяжелой степенью заикания при пении наблюдались выраженные спазматические задержки.

В качестве характерного примера можно привести следующий случай. Больной С., страдающий тяжелой формой заикания, имел музыкальное образование, обладал хорошим слухом и развитым чувством ритма, пел в ансамбле, аккомпанируя себе на гитаре, и был уверен, что при пении не заикается. Однако выяснилось, что без аккомпанемента он испытывает серъезные трудности при исполнении ряда песен.

Чем же вызвано различие субъективной оценки заикающихся и распространенного в логопедии представления с результатами проведенного эксперимента? По-видимому, это связано с влиянием сопутствующих факторов. Например, пение в одиночестве, когда и в обычной речи спазматические задержки обычно не проявляются. При пении дуэтом, в хоре или с музыкальным сопровождением, действует эффект сопряжения. Наконец, пение под собственный аккомпанемент, задающий внешний ритм, подкрепляемый также тактильными ощущениями.

Чтобы ответить на вопрос, справедливы ли для пения основные выводы работы (1), с помощью той же методики были измерены длительность слогов в музыкальных фразах песен, предложенных заикающимся в эксперименте.Для каждой из песен определялась также средняя длительность слогов, как сумма длительностей, деленная на число слогов.

Данные табл.1 показывают, что имеется корреляция между средней длительностью слогов в песне и степенью коррекции заикания, что соответствует полученным нами выводам.

Для характеристики корригирующего воздействия песен оказалось полезным использовать такое известное в музыке понятие, как "сильная доля". Приведем цитату, в которой определяется это понятие: "В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями".

Эксперимент показал, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы. Песни с сильной долей в начале отмечены в табл.1 звездочкой. Они в максимальной степени корригируют заикание, если сочетаются с большой длительностью слога (например, песни "Ивушка зеленая" и "Солнечный круг"). Интересно отметить, что для послоговой равноударной речи Kэфф = 9.6, т.е. он все же выше, чем в этих песнях.

При пении, как и в речи, у заикающихся возникают судороги на фиксированных звуках и звукосочетаниях. Например, музыкальные фразы "Проскакал отряд кавалеристов..." и "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам..." существенно труднее для заикающихся, чем аналогичные по длительности фразы других песен.

Вывод о влиянии сильной доли в начале музыкальной фразы был проверен нами и для речи. Начало синтагмы с сильной доли, т.е. акцент на первом слоге, удлинение его, уход голоса вниз (изменение частоты основного тона), более четкая артикуляция гласного звука (но без утрирования) значительно облегчают речь заикающихся.

Анализ данных, полученных в эксперименте, позволил сделать следующие выводы:

  • эффективность коррекции заикания при пении повышается с увеличением средней длительности слогов;

  • равнометричная речь в большей степени корригирует заикание, чем песни даже с большой длительностью слогов;

  • в пении, как и в устной речи, у заикающихся наблюдаются речевые судороги, судороги на ╪трудных" звуках и звукосочетаниях;

  • в коррекции заикания при пении существенную роль играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы, а в устной речи - наличие сильной позиции в начале синтагмы.

Таким образом, при коррекции заикания в речи и в пении действуют общие закономерности.

@ Л.З. Арутюнян (Андронова). "Как лечить заикание". М., 1993

Список литературы

(1) Андронова Л.З., Арутюнян М.А. "Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания". Дефектология, 1984, N4.

(2) Матейнова З., Машура С. "Музыкотерапия при заикании". Киев, Выща школа, 1984.

(3) Андронова Л.З., Яхно В.П. "Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании". В кн. "Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации". М., 1986.

(4) Андронова Л.З., Арутюнян М.А., Александровская А.С. "О влиянии пения на заикание". Дефектология, 1987, N4.

(5) Андронова Л.З. "Способ лечения заикания". Патент СССР N 1337085. Патентообладатель Андронова Л.З.

Коммуникативные качества речи

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения. Главными подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения

В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных подробнее...

Жестокое детство, или как я лечилась от заикания

"Жестокое детство", или как я лечилась от заикания. В 1997 году я прошла группу эмоционально-стрессовой терапии. Так как в моем описании этой методики больше переживаний (это больше подробнее...

Г. Д. Неткачев. "Клиника и психотерапия заикания". 1913 г.

Заикание рассматривается не в узком смысле односторонняго, поверхностнаго понимания по дидактическому шаблону, как, например, недостаток "одного речевого навыка", или как "порок подробнее...

История Азима Хана.

Много лет назад один человек спросил меня, что я хочу больше всего на свете. Я не ответил вслух, но для меня ответ был кристально ясен: "То, что все вы имеете как дар - плавную речь". Хотя подробнее...