Основы методики Л.З. Арутюнян

Проф. Л.З. Арутюнян предлагает методику, направленную на устойчивую нормализацию речи заикающихся подростков и взрослых. Логопедами Л.А. Белик и А.Э. Ракитиной методика адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста.

   Коррекционная работа ведется по  нескольким направлениям:

1. Устранение речевых судорог с помощью  способа лечения заикания, основанного на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки,   диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы.

2.Изменение внутреннего состояния заикающихся, формирование рефлекса спокойствия, связанного с актом вербальной коммуникации.

 

 3. Автоматизация нового речедвигательного навыка, формирование  нового устойчивого стереотипа в условиях реального общения с помощью системы функциональных тренировок.

 Основной (интенсивный) курс лечения занимает 10 дней по 8 часов логопедических занятий с полным погружением в новое состояние. После окончания основного курса лечения пациенты способны говорить без заикания в любых ситуациях, но их речь замедлена и сопровождается движением пальцев рук. Замедление необходимо не столько для устранения спазматических задержек, сколько для надежного формирования нового речедвигательного навыка.

 Затем в течение 6 месяцев проводится 6  обучающих микрокурсов  (по 3 дня каждый), на которых постепенно нормализуется темп речи и осуществляется уход от движений пальцев рук.

В группе занимаются  3-5 человек. Она формируется, в основном, по возрастному признаку.

 

Теоретическое обоснование  комплексной методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся» Л.З. АРУТЮНЯН.



По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект. Это  продиктовало идею необходимости "отрыва" от заикания по всем трем названным направлениям.

Основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, автор рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС) и считает   конечной целью работы -формирование нормального устойчивого состояния, которое, как всякое устойчивое состояние   стремится к самосохранению и самоподдержанию. Это позволяет говорить о возможности безрецидивного лечения заикания.   

Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.

Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка, а не коррекция отдельных проявлений дефекта -

основной принцип МЕТОДИКИ.

 Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем - автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.

Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией. При этом учитывается неразрывная связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи.

Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с  окружающим миром. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.

После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма, как сказано выше, мобилизуются на защиту уже этого нового состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.

Книги и учебные пособия по заиканию online

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: подробнее...

МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ И УСТОЙЧИВОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ

Бабенко А.В., канд. техн. наук В данной работе представлены результаты анализа литературных источников, посвященных лечению заикания, приведено описание комплексного метода самостоятельной подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения

В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных подробнее...

Речевые экзамены

О речевых экзаменах...   «Речевые экзамены» в большой аудитории проводятся нами ежемесячно как во время всего курса лечения (семь месяцев), так и в подробнее...

Жестокое детство, или как я лечилась от заикания

"Жестокое детство", или как я лечилась от заикания. В 1997 году я прошла группу эмоционально-стрессовой терапии. Так как в моем описании этой методики больше переживаний (это больше подробнее...
реклама Интернет магазин ковров - купить ковер в Пскове c доставкой по РФ.