М. Е. Шуберт. "К психопатологии, клинике и лечению заикания". 1928 г.



Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие большой склонности к накоплению такими больными комплексов, которые, благодаря неуверенности больного, его боязливости и чрезмерной его эмотивности, дают определенный симптомокомплекс.

Почти у всех больных наблюдаются явления неустойчивости вегетативной нервной системы: краснеют, у них появляются капли пота на лице, руки дрожат, ноги подгибаются, и мысли все куда-то проваливаются, усиливается сердцебиение; у других резко выражается побледнение лица, появляется какая-то маскообразность в лице, движения делаются более связанными, язык плохо повинуется, дыхание прерывается, появляются спазмы в горле и увеличивается резко движение головой и руками; все эти движения беспорядочны и бесцельны и часто имеют как бы некоторую стеретипию в виде судорог рта и лицевых мышц, отчасти какие-то тикозные подергивания мышц, и вообще весь психомоторный аппарат находится в общем замешательстве.

Заикание, по-видимому, не имеет под собою органических синдромов и выражается чаще всего вследствие повышенной эмотивности, внешней связанностью или неловкостью; часто можно наблюдать в наследственности левшество (28%), встречалась также недостаточность ритмичности в движениях в виде особой неловкости волевых движений.

Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подсознательного характера.

1. Заикание представляет собою психогенную реакцию, выявляющуюся в моторно-мышечной судороге речевого аппарата.

2. Моменты, вызывающие заикание, различны, они также полиморфны, как и полиморфна этиология психоневрозов вообще (в этиологии заикания стремление к быстрой передаче мысли в речевой аппарат вызывает торможение, а страх является сопутствующим моментом, это совершенно понятно, ибо в детском возрасте испуг является главным мотивом патологической эмоциональной реакции).

3. Психоневротические механизмы заикания в каждом отдельном случае зависят несомненно от психопатологического конституционального типа личности. Психопатологические типы заикания следующие:

а) заикание у эпилептоидных психопатов можно пытаться объяснить задержанным аффектом гнева, который способствовал моторно-речевой задержке;

б) заикание у психастеников, по-видимому, происходит от борьбы; больные не уверены в себе, у них наблюдается навязчивое состояние. Механизм заикания, по-видимому, зависит от мыслей о своей психической неполноценности;

в) заикание у шизоидных личностей может зависеть от негативистических моментов;

г) заикание у больных с циклоидными компонентами отличается периодичностью течения и несомненно зависит от депрессивных моментов;

д) механизм заикания у лиц с истероидными симптомами безусловно связан с влечением подсознательного характера, а так же со стремлением как бы выявить себя и желанием вызвать к себе большее внимание и оградить свою личность от неприятных мотивов.


Прихогигиенические и неврологические исследования. - М., 1928. - С. 208-217. 406.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений:

В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции. Основной и заключительный этапы

Основной этап Цели занятия • Вызвать релаксацию мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением и по представлению. • Использовать технику правильной речи при произнесении фраз (чтение подробнее...

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми

Значение игры в жизни человека очень большое. В разных ситуациях мы постоянно (сознательно или нет) «исполняем» разные роли: служебные, профессиональные, общественные, семейно-домашние, подробнее...

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо подробнее...

Критерии оценок речи после проведения курса логопедических занятий

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная (хороший результат), со значительным улучшением (значительный результат), с подробнее...

Выдержки из дневников заикающихся.

Выдержки из дневников заикающихся (Речевой центр г. Самара, группа логопеда О.Д. Ждановой) 1. Л.А., 34 года. Диагноз: заикание тяжелое, невротическое, тоно-клоническое, подробнее...
реклама Косметолог иркутск на сайте www.med38.ru.