И. И. Тартаковский. "Психология заикания и коллективная психотерапия". 1934 г.

Психоневроз речи - заикание

Невроз речи - заикание - по своему характеру относится к группе психоневрозов, известных под именем психостении. При заикании преобладает: психическая подавленность, тревожное ожидание, страх и беспокойство за свою речь, сомнение, навязчивость. С истерией заикание роднит склонность к самовнушениям, к болезненным представлениям, а с неврастенией - острая восприимчивость, повышенная впечатлительность и мнительность. Заикание нередко наблюдается у невропатов как сопутствующее заболевание.


Психотерапия и психотерапевты

Психоневроз динамичен. Каждой новой стадии развивающегося психоневротического процесса должен соответствовать и особый этап единой психотерапии, если последняя хочет быть целесообразной, эффективной. ...Все искусство психотерапии состоит в том, чтобы больной не делал усилия, чтобы он отвлекался от своей несколько неслаженной функции, не приковывал своего внимания к ней. Это достигается отвлечением больного в сторону здоровой целеустремленности, что легче всего дается в коллективе себе подобных.


Решающее положение коллективной психотерапии

Коллективная психотерапия исходит из одного решающего положения: не изоляция, не уединение невротика, вплоть до темной комнаты (Кречмер), но и не сразу в нормальный коллектив, вызвавший в свое время психоневроз и способный со временем его же устранить, и не сразу в нормальный человеческий коллектив, где невротик остро почувствует свою неполноценность, свою особенность, а постепенное введение его в здоровый социальный коллектив через ряд промежуточных звеньев, все усложняющихся ситуаций, учитывая своеобразие невротика как личности. На этом решающем положении коллективной психотерапии, основанном на особом понимании психоневроза, построены три главнейших принципа:

1) принцип предварительный, или организационный;

2) принцип последовательности и соответствия последовательного прохождения трех необходимых фаз с соответствующей каждой из них психотерапией;

3) принцип сопутствующий, или использования и комбинирования благоприятных моментов.

Второй принцип особенно важен - он является центральным. Смысл его состоит в следующем. Процесс возврата больных в здоровый коллектив должен протекать эволюционно, но не в одиночку, а "пачками", стайками следует готовить их к желанному скачку. Невротик, согласно основному принципу коллективной психотерапии, последовательно проходя ряд ступеней - коллектив однородных (и различных невротиков - "коллектив-суррогат"), коллектив смешанный (больные и здоровые, со все меняющейся пропорцией в сторону уменьшения больных и увеличения здоровых), с неизбежностью придет к коренной ломке старой психики, к кризису старой целеустремленности, к переоценке невротического прошлого, придет в здоровый коллектив. На этой высшей стадии наш невротик-коллективист будет находиться в обычной, нормальной пропорции: он один бывший больной в коллективе здоровых людей.

Зияющую пропасть между невротиком и обществом восполнила, таким образом, коллективная психотерапия.


Лечение - в свои руки

Автор этих строк с гордостью отмечает, что инициатива и руководство бунтом (заик - Г. В.) принадлежала ему...

Нужно взять лечение, не дожидаясь чудес, в свои руки! - бросил он клич десять лет назад.

Надо предоставить заикам лечиться самим, помогая лишь консультацией и присутствием.

Идея о коллективе как о лечебном факторе была встречена градом насмешек и, казалось, несокрушимыми доводами многих врачей, раз навсегда решивших все виды болезней лечить порошками и пилюлями. Эти порошники аргументировали:

1) неслыханно, дико в истории медицины собираться больным для самолечения;

2) собрать больных заиканием для самолечения - величайшая опасность: заикание плюс заикание даст еще более ожесточенное заикание.

А мы говорили: нет! Заикание плюс заикание даст минус заикания. Победила наша формула!

Идея коллективной психотерапии нашла впоследствии множество горящих сторонников среди авторитетных ученых и специалистов. Академик В. М. Бехтерев, весьма сочувственно отнесясь к этой идее, не замедлил поставить опыты коллективной терапии в своей практике. По свидетельству профессора К. И. Платонова, последние годы своей жизни В. М. Бехтерев стал применять и коллективное лечение алкоголиков, и положительные результаты этой работы были доложены приват-доцентом В. В. Срезневским на первом съезде невропатологов и психиатров 23 декабря 1927 г. в Москве.

Конечно, различие между нашей и бехтеровской работой значительное: в первом случае - коллективная психотерапия заикания, во втором - коллективный гипноз алкоголиков. Но и здесь и там учтена роль коллектива, разумеется, своеобразно.

Идею коллективной психотерапии с самого начала приветствовали проф. Ф. А. Рау, проф. А. Б. Залкинд, проф. Л. М. Розенштейн, проф. М. Б. Кроль проф. Д. В. Фельдберг, проф. В. К. Сережников, затем проф. Л. А. Квинт, проф. Ю. В. Канабих, проф. А. К. Шнейдер и др.

С самого начала важно усвоить, что коллективно-психологический метод лечения заикания построен на принципе самолечения, на инициативности и активности самих больных. Нужно оставить всякую надежду на помощь извне - в смысле всяких случайностей, чудес и магического влияния отдельных врачей. Использование благоприятных психологических моментов в коллективе самими заикающимися - вот что составляет центральную идею нашего метода. Это нисколько не исключает помощи консультанта-специалиста в случае надобности. Но вся работа исцеления, работа вполне посильная, ложится на самих больных. "Только мы сами!" - вот что написано на знамени наших коллективистов... И подбор группы, и периодические перегруппировки участников коллектива, и даже отсевы, и все остальные - подчинены этому основному требованию самолечения. Конкретно это выражается в следующем:

1) строжайшая дисциплина, обязательное выполнение коллективных решений;

2) солидарность, дружба, спайка, что зависит, разумеется, от подбора групп;

3) специальный коллективный договор, так сказать, "конституция" коллектива, скрепляющая его на добровольных началах;

4) наличие (весьма желательное) в коллективе излечившихся или почти излечившихся от заикания, во всяком случае, лица страдающего им в слабой форме; этот член коллектива будет служить авторитетом и побудителем для остальных, по крайней мере, в первое время, пока окрепнут другие;

5) сменяемость руководителей, т. е. поочередное руководство занятиями коллектива всеми его участниками, что является прекрасной добавочной зарядкой и способствует подъему настроения;

6) бесплатность занятий, имеющая огромное значение по психологическим соображениям, должна проводиться во всей строгости. Платность занятий, если она имела бы место, скверно отразилась бы на работе всего коллектива: все надеялись бы на волшебную силу платного руководителя, этим самым понизив собственную инициативу и энергию. Само же "штатное" лицо, возомнив себя врачом, запустило бы собственное лечение.


Первый принцип

Материальные условия, здоровье. Исповедь. Сочувствующая среда. Созыв, встречи и подбор групп.


Второй принцип. Первая фаза

Настроение до лечения. Молчание. "Паек". Медленная речь. Ее виды: речь шопотная; речь отраженная; речь-диктовка; речь тихая; речь громкая; речь коллективная; речь-декламация; речь умственная; речь нараспев; речь подражательная; речь авторитетная.

Искусство первых дней в коллективе - подсказать каждому участнику его вид речи, используя уцелевший язык его, шопотный, громкий и т.п. Нет такого больного, у которого все виды речи были бы одинаково поражены. Напротив, мы наблюдали именно "уцелевшие языки". С них и нужно начать, будь то шопотная или громкая речь, лишь бы не обычная его заикливая речь. В таких случаях лечащийся отвлекается, занят мыслями о новом ритме речи. А когда пройдет отвлечение, останется привычка к иной речи, пусть немного искусственной: шероховатости потом сгладятся.

Если смотреть на речь отраженную, речь-диктовку, речь-декламацию, речь подражательную и речь коллективную как на временные и вспомогательные приемы, то остается шесть других речевых типов, наиболее ценных. Из них четыре весьма близки к естественной речи: речь громкая, речь тихая, речь нараспев, речь авторитетная; а речь шопотная, речь умственная - как предварительные к этим четырем.

Шопотная речь, следовательно, имеет два значения: и как уцелевший язык некоторых членов коллектива и как вспомогательный, "внутренний" прием других его участников.

О первом ее достоинстве говорил Сикорский: "Шопотная речь в высшей степени предохраняет от заикания, - за самыми ничтожными исключениями все заики говорят шопотом совершенно свободно. Шопотная речь дает возможность сразу приостановить самое тяжелое заикание".

Второе достоинство шопотной речи заметил Блюме. Он предложил больным остроумный прием - читать известную фразу шопотом и затем тотчас повторить ее громко. В некоторых случаях этот прием оказывается удачным. Прием этот близок к отраженной речи. Разница лишь в том, что здесь больной сам произносит фразу, а не повторяет ее за другим лицом. Этот последний момент очень важен, так как он освобождает лечащегося от чужой зависимости, вызывая активность и инициативу.

Как ни различна речь коллективистов, бесспорно одно: она должна быть медленной, с легким напевом, действует на человека в высшей степени благотворно. Коллективисты прямо заявляют: "Какое это счастье - медленная речь!" К этой индивидуальной, новой, оздоровленной речи ведут три пути: речь умственная, пение со словами, громкое чтение.


Первые победы

Первая фаза выявляет следующие преимущества коллектива:

1. Больной попадает в социальную среду после известного отрыва, именно в среду равных (в первое время).

2. Вследствие этого у него ослабляется ощущение неполноценности, угнетенного настроения.

3. У больного является чувство принадлежности к коллективу, укрепляется вера в себя, развивается ответственность перед коллективом, желание не осрамиться, приложить все усилия для излечения.

4. Больной отвлекается от себя и переносит свое внимание на других; известно, что в среде себе подобных симптомы у заик почти не проявляются, т.е. заикание значительно уменьшается и даже устраняется вовсе.

5. Больной открывает свою психику и дает обильный материал для самолечения; известно, что самые тонкие страницы о "тайнах" заикания написаны самими заикающимися.

6. В коллективе каждый постепенно начинает и свои фобии (боязнь людей, известных ситуаций и т.д.) расценивать иначе, говоря себе, что и другие их не боятся.

7. В коллективе больные могут проверить друг у друга правильность здоровых рассуждений, неверных внушений.

8. В коллективе возможна сравнительная оценка болезни и условий лечения; такая коллективная оценка, с утверждением о возможности для такого-то члена коллектива исцелиться, действует чрезвычайно ободряюще на коллективиста.

9. В коллективе участники отмечают и утверждают друг у друга успехи, и такое коллективное утверждение куда сильнее индивидуального, исходящего от врача: известно, что больной больше верит больному же, чем врачу.

10. В коллективе больные находят друг у друга индивидуальные особенности, то здоровое, что уцелело в психике, и это используется в лечении.

11. В коллективе больные имеют впервые возможность говорить, читать свои тенденциозные повести, дневники без риска быть осмеянными за медленную речь и интимные признания; кто из здоровых людей стал бы их слушать на первой фазе?

12. Все "победы", действия, казавшиеся до коллектива неосуществимыми, больные совершают совместно, служа друг другу моральной поддержкой, тогда как индивидуальная психотерапия возлагает все трудности на одного лишь больного.

13. В коллективе сильные берут шефство над слабыми, взаимно заряжаются бодростью и энергией.

14. Победы в коллективе обычно преувеличиваются, а неудачи преуменьшаются; коллективно обсуждаются, осуждаются и осмеиваются неудачи.

15. Коллективное самолечение экономически доступнее всякого иного лечения: никаких затрат оно не требует, а добиться помещения или чего-либо иного легче коллективно, чем в одиночку.


Вторая фаза. За медленную речь

Основное содержание работы коллектива на первой фазе составляют беседы и победы; беседы, подготавливающие победы, и победы, закрепляющиеся беседами.


О сучках, задоринках подозрительности

Нужно только удивляться, как развита подозрительность у больных и даже у выздоравливающих.

Серия бесед должна умерить подозрительность нашего коллектива. Не думать о запинках, которые не есть заикание. Речь не может журчать, как ручей, или шипеть, как граммофонная пластинка. Речь чересчур гладкая, без единой запинки, производит неприятное впечатление, как заученная, многократно повторенная, неискренняя. Речь должна строиться на глазах у публики, слушателя собеседника. А строительство - импровизация - невозможно без сучков и задоринки. Не гладкая, "причесанная" речь волнует аудиторию. Речь, чтобы быть убедительной, должна исходить от взволнованного человека и производить впечатление волнующее.


Предрассудки и уловки

В процессе лечения от заикания важно освободить больного от предрассудков и уловок. Сохранение их - верная гарантия возврата болезни... Прежде всего надо доказать заикающемуся и выздоравливающему, что он ошибается, придавая огромное значение установившимся предрассудкам и уловкам. С этой целью коллектив проводит ряд бесед.

Лейтмотив этих бесед: не может быть, чтобы по воскресеньям и вторникам человек хорошо говорил, а по субботам - нет; если бы у него был физиологический недостаток речи, ему всегда было бы трудно: хромой всегда хромает.


Не бороться прямо

Беседу о навязчивости и страхе нужно провести обязательно в течение второй фазы, желательно даже к концу первой фазы.

Бороться с навязчивостью можно лишь, не думая о ней. Это мнение разделяется крупнейшими психотерапевтами. Дежерин говорит: "Больной будет излечен тогда только, когда вполне искренно он может сказать по поводу своих расстройств: "Я о них больше не думаю".


Третья фаза. Философы

Почти в каждом большом коллективе (состоящем из нескольких групп) встречается тип философа. В одних случаях, это - оптимист и даже юморист, в других - пессимист. И тех и других можно использовать в интересах всей организации. Веселое настроение играет... огромную роль в лечении таких упорных психоневрозов, как заикание.

Применение в коллективе подлинной беззлобной шутки, состоящей из элементов сатирического и лирического, оправдывается целиком. "Рассмешить больного, - говорит Дюбуа, - часто есть лучшее средство, чтобы побороть то тяжелое душевое состояние, которое разрастается на почве физической болезни". Здесь можно только не согласиться с термином "душевное", а также добавить, что это состояние является следствием не только физической болезни.

Случалось, что какое-либо остроумное и смешное замечание остряка заменяло в коллективе целую беседу о том или ином предрассудке и наносило сокрушительный удар с меньшими усилиями. Ослабить дисциплину и вообще повлиять дурно в коллективе шутки и "смешки" не могут.


Подготовка к победам

Чего именно следует опасаться в коллективе - это застойности, косности, приостановки роста, задержки на одной фазе. Это "наруку" неврозу: сам он характеризуется... задержкой в развитии известной функции.

Третьей фазе - бывший больной среди здоровых - предшествует коллектив смешанный: бывшие больные плюс здоровые. Собственно подготовка к победам проводится в течение второй фазы, но так как ее результаты сказываются лишь в дальнейшем, то надо вернуться несколько к прошлому.

Специальным моментом второй фазы является то, что для коллектива начинается новая решающая полоса: выступления в присутствии здоровых людей... Весьма важно, чтобы в коллектив приходили сослуживцы, соучащиеся выздоравливающих, и слышали безупречную речь своих знакомых. Тогда нашим коллективистам нельзя будет отступать в своей среде, где живут и работают свидетели их успехов.

Эти внутренние победы теперь являются также внешними, открытыми, так как они совершаются в присутствии приглашенных извне...

Можно ставить доклады, инсценировки, диспуты на посторонние темы. Следует вообще удаляться от тем о речи, перенося внимание на другие интересы. Легкие пьески, диалоги, отчеты, все виды речевой практики могут и должны быть использованы. Надо лишь стараться при этом, чтобы участвовали все: в прениях, во внесении предложений, в подаче реплик и т. п.

Крайне желательно присутствие на таких выступлениях врачей, педагогов, психологов.

Параллельно с внутренними победами, а иногда и несколько раньше, совершаются победы внешние: групповые вылазки с той или иной целью... Исполнить какое-либо поручение, требующее разговора, получить справку в учреждении, купить билет в кассе и т. п.


Настоящие победы!

Большим публичным выступлениям, представляющим и для вполне здоровых людей серьезное испытание, должны предшествовать ежедневная практика в разговорной речи и воспитание воображения в нужном направлении. Надо читать воображаемым слушателям доклады. Это сперва будет нелегко. Коллективисту такая тренировка дается легче, поскольку он постоянно общается с коллективом. Задача здесь - уметь видеть в лице коллектива одного человека.

Устойчивость принятого решения - вот что составляет основное условие больших побед. Надо помнить: победить невозможно, только обороняясь.

Специфическое для трудной функции состоит в том, что наш коллективист одерживает победы в обычной обстановке, житейской, реальной, откуда пришел он в коллектив. Сами участники коллектива составляют теперь списки желанных побед в зависимости от тех или иных условий, окружающих их.

Начинается подготовка. Сначала оратор делает доклад в коллективе, куда приглашены некоторые другие слушатели... В момент выступления нашего коллективиста передние ряды в зале, где назначен доклад, занимают друзья-коллективисты, служа могучей опорой докладчику. Докладчик устремляет свое внимание на своих товарищей по коллективу и представляет себе, что доклад он делает собственно в коллективе... Победа! Победа!

Победитель делил свою радость вместе со всем коллективом, его воспитавшим и вдохновившим на подвиг. Успехи докладчика служили неисчерпаемым источником бодрости для всего коллектива. Эти победы заносились в особую книгу побед - бодрый фонд всего коллектива.


К ораторскому искусству

Закончив в коллективе все фазы, в среднем, в три месяца, надо в дальнейшем работать самостоятельно по указанному выше плану.

Тезис - не всякий заика при желании может сделаться блестящим оратором, но зато всякий заика при желании может вернуть себе речь - нуждается... в некоторой поправке. Мы утверждаем, что коллективный метод лечения - шаг к ораторскому искусству. Заика может и обязан стать оратором!

К счастью, большинство заик - прирожденные ораторы и литераторы: история и современность не скупится на примеры.


Третий принцип. Индивидуальное на фоне коллективного

Третий принцип, как и первый, не проводится изолированно, "после", а во время второго принципа и его трех фаз. Основное в нем - учет индивидуального. Это нисколько не противоречит тому, что мы говорили о коллективе. Если формула "Нет болезней - есть больные" в известной мере верна, то наше внимание индивидууму вполне законно. Было бы неправильно противопоставлять индивидуальное коллективному, отдельное - общему.

Задача состоит в том, чтобы в каждом больном найти его "изюминку", его индивидуальную особенность, звено, что и подмечают коллективисты друг у друга. ...Эту личную благоприятную черточку нужно развить, укрепить, максимально использовать: она вывезет.

Весьма полезно, чтобы человек был охвачен какой-либо целью или увлечением:

1) увлечением той или иной областью науки, в частности, естествознанием и математикой;

2) тем или иным видом искусства - литературой, театром, музыкой, живописью и т. д.;

3) увлечение любимым человеком, друзьями, любимым трудом, техническим ремеслом и т. д.;

4) туризмом, физкультурой, шахматами. Наряду с развитием индивидуальных особенностей членов коллектива полезно для всей организации ввести легкий спорт, физический труд для нерабочих, организовать экскурсии, игры, чтение биографий замечательных людей и целый ряд других вспомогательных мероприятий.

 



Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. - М., 1934.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений:

В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми

Значение игры в жизни человека очень большое. В разных ситуациях мы постоянно (сознательно или нет) «исполняем» разные роли: служебные, профессиональные, общественные, семейно-домашние, подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Формирование фонационного (речевого) дыхания

В симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации подробнее...

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у подробнее...

История Кэндейс Вебстер

Когда я села писать, труднее всего было выбрать название. Я не сомневалась насчет того, что хочу сказать, но не могла решить, как озаглавить свою историю. Перебирала разные заголовки: Заикание и я, подробнее...

О методике Андроновой и методике Лохова

У меня были две серьеные попытки избавить себя от от заикания - по методике Андроновой (про нее писали что-то на сайте), и по методике Лохова. Суть методики Андроновой - замедленная речь с подробнее...