Пути выхода из состояния заикания. Работа А.Прокофьева.

Изначально целью этой работы была попытка проследить историю возникновения заикания, как особого психического состояния, механизмы его проявления и показать пути выхода из него в другие состояния.
Нельзя дать точное и конкретное определение заиканию, поскольку любое определение может увести от непосредственного познавания этого явления, что является как раз самым ценным при работе с ним.
Условно заикание можно определить как сложный, разветвленный, механизм, действующий и развивающийся по своим законам.

Сказать так - это почти что ничего не сказать, так можно сказать про любое явления. Сказать что-то более конкретное можно лишь при детальном исследовании этого явления.

Этот механизм можно и нужно познавать (то чем мы и будем заниматься), приближая тот момент, когда можно будет вступить в продуктивное взаимодействие с ним и изменить ситуацию.

При написании данной работы была предпринята попытка дать возможность читателям изменить восприятие заикания, прочувствовать его с необычных, ранее, возможно, неизученных сторон, прочувствовать его аспекты.

Это может привести вас к многочисленным озарениям и догадкам. Предлагаются общие психотерапевтические методы, позволяющие выйти из этого состояния.

I. ОДИН ВАРИАНТ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.

В процессе работы над собой по "искоренению" заикания необходимо именно изучение этого явления. Это - узел, в котором много кончиков - веревочек. Если резко тянуть за некоторые из них, можно только лишь сильнее затянуть его.

Конкретные заплетения этого узелка человеку неизвестны, иначе узел бы развязался сам. Он не осознает их.

Проследим общую, схематичную историю возникновения заикания. Она не претендует на точность (у всех все по-разному) - это просто иллюстрация.

Часто говорят , что заикание может появиться от сильного испуга. Например, ребенка напугала собака и он стал заикаться. Для него это шок, травма. Как ребенок может реагировать на нее?

Он беззаботно играет с другими детьми, или спокойно идет, держа за руку свою маму, или с любопытством, как это свойственно многим детям, исследует окружающий мир. И вдруг происходит что-то, что показывает ему мир совсем с другой стороны. Это может быть испуг от страшной собаки или любая другая травма.

Рушится привычная и безопасная картина мира. Например, эта ситуация может заставить его прийти к выводу, что мир может быть не только добр к нему, что нельзя просто так беззаботно играть и выражать все свои импульсы (например, это произошло во время игры).

Конечно, здесь не идет речь о том, что ребенок, хорошенько подумав, почесав в голове, приходит к этому выводу. Это происходит эмоционально.

Появляется первая ниточка - нельзя просто беззаботно жить, это может быть опасно и болезненно. Пропадает доверие к "доброму" миру. Нужно как-то защищаться, быть в постоянном напряжении, ведь жить небезопасно.

Дома начинают обращать внимание на это.

Возможно, если ребенку не хватало внимания, ему это понравится. Это вторая ниточка. Теперь в этом "плохом" появилось что-то "хорошее", и это "хорошее" важно и его теперь нужно удерживать.

Возможно, в группе его обсмеют товарищи. Или это произойдет позднее в школе. Если это повторится несколько раз, то ребенок подумает, что с ним что-то не так. Ребенок станет обращать постоянное внимание на свою речь. Это третья ниточка – "со мной что-то не так".

Если у него не будет получаться что-то сказать, то, возможно, он будет ругать и осуждать себя и свою речь. Вот четвертая ниточка.

Их может быть больше или меньше, но характеристики этих "ниточек" в том, что ребенок, а потом и взрослый человек не отдает себе отчет в том, почему он что-то делает. Это положение очень важно.

Представим себе, что человек привык бить себя молотком по пальцу, но он не понимает, отчего ему больно. Пока он не поймет, что боль вызывается конкретно этим действием, он не сможет избавиться от боли. Именно в таком положении оказывается ребенок, когда получает психическую травму. Внешние события завязывают "клубок" с подобными ниточками, но это все очень болезненно переживать. Появляется необходимость как-то защититься от этой боли. Начинают работать психологические защиты, описанные в психоанализе. Человек начинает защищать себя от этих болезненных переживаний, начинает подавлять, скрывать (в первую очередь от себя) все эти переживания, делать вид, что их нет. И это естественный защита и естественный путь в таких условиях.

Но если мы скрываем от себя чувствование этих "ниточек", переплетенных в клубок, то мы не можем его развязать. Как мы можем развязать клубок, если сами выкидываем этот клубок в темную комнату и засовываем его как можно дальше. И получается ситуация человека, бьющего себя молотком по пальцу, но не желающего видеть это действие, но, естественно, желающего избавиться от этой боли.

В примере, данном выше сплетены боль от выражения себя с удовольствием от получения внимания других людей и т.д. То есть при каждой попытке привлечь внимание к себе, человек будет испытывать второе и, что самое неприятное, без прочувствования и осознания второго невозможно дойти до места их сцепки и освободить, расцепить их. Что значит дойти до места сцепки? Это значит заново прожить момент травмы, прожить полностью, чувствуя все (в том числе и боль, которая в ней заложена).

Совсем необязательно вспоминать этот момент таким, каким он был в детстве. Многие исследователи считают, что если заново прожить какую-либо травмирующую ситуацию, то проблема уходит. Возможно, но в случае заикания это не работает. Нужно осознавать и проживать (тем самым освобождая себя) подавленные чувства такими, какими они проявляются в данный момент.

Конечно, вариант, приведенный выше довольно схематичен и условен. В жизни все у каждого индивидуально. Могут быть даже совершенно другие ниточки. Однако закономерность остается - человек изначально не хочет вытаскивать их на свет сознания.

Подводя некоторый промежуточный итог, можно сказать, что клубок со сложно переплетенными намерениями, которые не осознаются человеком, которые несут в себе большой эмоциональный заряд ( по большей части это отрицательные эмоции), удерживаемый внутри от чувствования, которые управляют человеком именно через то, что он не осознает их и не хочет иметь с ними дело.

Этот клубок требует на поддержание своей жизнедеятельности огромное количество энергии. Во-первых нужна энергия на то, чтобы создать первичное намерение: "я не буду выражать себя , это опасно" (в каждом случае, конечно это все индивидуально, здесь мы будем использовать наш грубый пример). Было свободно проявляющее себя существо, а теперь, в результате какого-то происшествия, ему постоянно нужно помнить о том, что необходимо постоянно "быть начеку", сдерживать себя, напрягаться, иначе будет больно. Дальше нужна энергия на то, чтобы отгородить себя от чувствования тех неприятных ощущений, которые возникли в тот момент. А этих ощущений, как было показано выше, довольно много, это заряд негативных эмоций. Заметим, что энергия тратится ежесекундно. Даже когда все вроде бы кануло в небытие и человек отгородил себя от этого "клубка" и не чувствует дискомфорта. Да не чувствует, но только потому, что на это уходит много сил. Клубок-то все равно рядом. Дальше, нужно прикладывать постоянное усилие к тому, чтобы на внешнем поведенческом уровне говорить как можно лучше, ведь заикаться неприятно. На это тоже уходит много сил. Социальная маска требует, чтобы постоянно скрывалась необычность.

Смотрите, сколько конфликтов, раздирающих личность заикающегося.

У каждого все индивидуально, но если взять наш пример, то с одной стороны заикающийся хочет привлечь к себе внимание, с другой стороны в него крепко засела мысль, что нельзя проявлять себя. Это тоже самое, что в автомобиле нажать на педаль газа и одновременно вдарить по тормозам. Что будет с машиной?

II. ЗАИКАНИЕ И ФОКУСЫ ВНИМАНИЯ.

Внимание человека - это его сила, его энергия. То, куда мы направляем свою энергию, то качество в нас усиливается и подпитывается.

Это очень простой и очевидный принцип, однако, он позволяет некоторые вещи увидеть немного с другой стороны.

Когда культурист накачивает и тренирует свои мускулы, он направляет свое внимание на собственную силу и становится сильнее, когда пианист тренируется играть гаммы, - он направляет свое внимание на такое качество, как беглость, и начинает играть все более "технично".

Когда человек боится чего-то, то он направляет свое внимание, свою энергию на неудачу, поскольку страх предполагает худшее. Это очень важное качество страха. По сути, что есть страх? Это усиленное думание о плохом, о том, чего мы боимся (усиленное желание избежать чего-то). Если же в каком-то деле человек направляет свою энергию на неудачу, то с очень большой вероятностью он ее и получит. Чем больше он боится, тем больше энергии будет "приложено" к тому, чтобы неудача случилась.

Сразу вспоминается пример. Например, молодой человек хочет познакомиться с девушкой, однако не верит в то, что это у него получится(боится этого). Что происходит? Он вкладывает свое внимание и энергию в неудачу, чувство неловкости и т.д. Естественно, что, когда он все же пойдет знакомиться с ней, он сам же и создаст этот опыт.

Почему это интересно с точки зрения заикания?

Где находится фокус внимания у заикающегося? Часто люди говорят, что уже предчувствуют, что у них не получится что-то сказать, уже заранее предчувствуют негативную реакцию окружающих, смущение и т.д.

В этом случае получается, что заикающийся вкладывает свою энергию в чувство беспомощности, и в ощущения неудачи и получает это. Или говорят, что боятся этих чувств, боятся открыть рот.

Что это значит: "Я боюсь, что буду унижен". Это значит, что я вкладываю свое внимание в такой вариант поведения, в котором это, т.е. унижение и происходит. Только есть еще одна тонкость. Энергию-то я вкладываю, но видеть себе это не позволяю, поскольку сам факт того, что я боюсь, предполагает, что я всеми силами пытаюсь отдалиться о того, чего я боюсь, поставить защитную стену. Я не позволяю себе чувствовать эту ситуацию в полной мере, поскольку это не совсем приятные чувства.

Получается, что я вкладываю энергию в то, что сам не хочу видеть, с чем не хочу иметь дело, что не хочу чувствовать. И то, куда я вкладываю энергию очень дурное само по себе. То есть мы не осознаем этот процесс, не отдаем себе в нем отчет.

Это очень интересно прочувствовать именно с точки зрения того, куда мы вкладываем внимание. Получается новый ракурс, в котором можно увидеть что-то, что недоступно при обычном видении.

Есть очень существенная разница, между тем, когда вкладывают ресурсы таким способом, какой описан выше и таким, при котором пытаются достичь какую-либо полезную, сознательную цель.

Это разница в сознательном контроле. Музыкант, который вкладывает свою силу в подвижность и ловкость рук может легко изменить эту цель, может вообще отказаться от нее, может перестать вкладывать в нее силу. А человек, который, например, боится неудачи не может так легко перестать об этом думать, потому что, как мы уже увидели, он не контролирует то, куда он дает силу, и даже наоборот не хочет "связываться" с этим.

В чем заключается выход из этой ситуации?

Одним из выходов (их может быть много, иногда говорят, что у каждой проблемы бесконечное количество решений) является наблюдение за тем, куда мы вкладываем силу. Раз уж так получилось, что человек вкладывает силу в какую-то негативную составляющую, он не отслеживает это и ему сложно осуществлять контроль, то ему ничего не остается, как начать разбираться, что же собственно он делает, зачем и как.

Когда это выводится на уровень сознания, то появляется возможность контролировать этот процесс, появляется возможность перестать вкладывать силу в негативную цель.

Но когда человек идет по этому пути, ему приходится встречаться с тем самым, от чего он так долго бегал, чувствовать и проживать это. Если он боялся унижения, значит он вкладывал силы в создание этого унижения, вкладывал силы в то, чтобы отвергнуть это унижение и не чувствовать его. А теперь придется его прочувствовать, заново пережить. Только так можно освободиться от унижения.

На самом деле негативные чувства не могут нанести нам вред, если мы просто пропускаем их через себя. Я чувствую, например, ненависть, я позволяю этому чувству пройти сквозь меня и я проживаю это чувство. Это состояние проходит цикл своей жизни и перетекает во что-то другое, полностью преобразуя себя. Тогда гнев не опасен. Но если этот гнев сдержать, не дать прожить ему его собственную жизнь, не дать выразиться и стать чем-то другим, тогда он останется и будет накапливаться. А социальные условия далеко не всегда позволяют данному состоянию естественно развиваться.

Чувствовать на самом деле безопасно! Именно в это перестает верить ребенок, получивший травму, перестает верить на очень глубоком уровне, единожды не справившись с сильным переживанием.

Это может показаться очень непривлекательным на первый взгляд. Но только до тех пор, пока человек не почувствует, что за процессом перепроживания и чувствования идет освобождение от этих чувств, переживаний.

По сути это процесс возвращение нашей энергии.

Иногда этот процесс не так скор, как хотелось бы. На это могут уходить недели и даже месяцы.

Результаты ждут тех, кто готов экспериментировать, исследовать себя, использовать различные методы и техники и, самое главное испытывать себя, "ввязываться" в исследовательские авантюры и получать из них уроки.

Как это делать будет описано в следующих главах.

Как мы мыслим, так мы и живем. Если внимание человека в жизни направлено на деятельность, он ставит и реализует какие-либо цели, заиканию неоткуда появиться.

Если же его внимание направлено на то, как избежать заикания или же не направлено на конкретные цели из-за "проблемы заикания", то сам такой образ мышления и жизни усиливает проблемы.

Хотите вылечиться от заикания – перенаправьте фокус своего внимания на конкретные жизненные цели – работа, любовь, самосовершенствование, общение, творчество и т.д.

Это общая схема, ее не так просто реализовать, потому что сначала нужно расчистить загромождение, оставленное неправильным мышлением.

Расчисткой и займемся. Но сначала немного теории.

III. ЗАИКАНИЕ - ЭТО БОРЬБА С ЗАИКАНИЕМ.

Заикание - это очень вязкая штука. Когда начинаешь с ним работать, поражаешься, насколько оно живучее. Это, на мой взгляд говорит о том, что масштаб исследования, осознания и воздействия должен быть достаточно велик, чтобы произошли какие-либо изменения.

Алан Маршал ("Я умею прыгать через лужи") описывает одну женщину, у которой был длинный и некрасивый волос на подбородке. Окружающие ее люди недоумевали, почему она не сбривает его. А все дело в том, что если бы она его сбрила, то признала бы факт его существования. Это потребовало бы смелости признать свой недостаток, встретиться с чем-то непривлекательным в себе.

Этот отрывок меня поразил, потому что очень четко описывает один из аспектов заикания: заикающиеся (в подавляющем большинстве случаев) пытаются скрыть свой недостаток, отрицать, отвергнуть его, бросить огромные усилия на то, чтобы никто не понял, что они заикаются. Они постоянно борются со своим заиканием, не принимая его. На это уходит очень много сил.

То есть, (это очень важно прочувствовать) заикающиеся отрицают факт своего заикания. Также это проявляется и в том, что заикающиеся во время речи прилагают много усилий, чтобы скрыть его.

Как будет вести себя человек, отрицающий факт существования своей руки? Он будет прятать руку, маскировать ее, он будет испытывать страх, что кто-то поймет, что он прячет, он будет постоянно обеспокоен. Чем больше он будет прятать свою руку, тем больше внимания он будет на нее обращать, тем страннее он будет выглядеть в глазах окружающих.

Схожее положение и с заиканием. Чем больше человек старается не заикаться, тем сильнее начинает заикаться, или при незначительном улучшении, потом получит срыв и усиление заикания. Если рассматривать это с точки зрения той схемы, о которой рассказывалось в прошлой главе, то получается, что чем больше желание НЕ заикаться, тем больше накапливается энергии на этой негативной

составляющей (т.е. на заикании). Человек не может думать о чем-то безпредметно. Если он думает о том, чтобы дышать, это мысль о дыхании; если же он думает о том, чтобы не дышать, то это тоже мысль о дыхании. Если человек думает о своем заикании, это мысль о заикании, если же он думает о том, чтобы не заикаться, то это та же самая мысль. А если она еще и сильно эмоционально заряжена?

Эти размышления приводят к некоторым очень интересным выводам.

Самым важным на мой взгляд является тот, что с заиканием нельзя бороться. Это только усиливает его.

Я очень хочу не заикаться, но именно этим самым желанием я создаю и усиливаю заикание. Не правда ли парадоксально?

Вероятно, это играет одну из ключевых ролей в том, что после 30-40 лет заикание обычно начинает ослабевать. В этом возрасте просто уже сходят с непримиримой, "борческой" позиции, которая была раньше.

Если заикание болезненно воспринимается человеком, у него может возникнуть желание не говорить или говорить как можно меньше, т.е. не подвергать себя таким неприятным ощущениям. Он начинает уходить от самих ситуаций говорения, думать о том, как сказать меньше или вообще не сказать, замыкается в себе. Это, по словам

В.И.Панова, является самой большой ошибкой, которую только можно допустить в этой ситуации. Этот образ мышления сам по себе усиливает заикание. Думая таким образом, заикающийся накапливает энергию на "неговорении", сдерживании проявлений себя. То есть, думая о неговорении и сдерживании, создает эти явления, как и усердно думая о том, как не оступиться, человек спотыкается.

Этот феномен назван "парадоксом бревна" и описан В.Леви. Если бревно лежит на земле, то по нему очень легко пройти, если поднять его на метр, то пройти сложнее, если же на 20 метров, то неподготовленному человеку пройти просто невозможно. В последнем случае, человек начинает думать о том, как не упасть, то есть он направляет свою энергию на "упасть с приставкой не" , сем самым программируя и формируя те неловкие движения, которые и помешают пройти.

Как перестать накапливать энергию на негативных моментах? Как перестать думать о том, чтобы:

1. Не заикнуться.

2. Поменьше говорить.

3. Сдержать свои проявления как личности.

4. Не упасть в грязь лицом.

5. Окружающие не подумали чего плохого.

Одним из способов является проживание конкретной ситуации или ситуаций на эмоциональном плане. Если человек испытывает какие-либо переживания в определенной ситуации и боится говорить, то ему нужно подумать о том, что бы было если бы он все таки стал говорить в ней и делать то, что бы он хотел.

Как мы выяснили раньше, человек не осознает тех направлений на которых он накапливает энергию. При помещении себя в эти сложные ситуации или мысленно проживая их, эти направления становятся сознательными, по крайней мере, отчасти.

Поместить себя в ситуацию, которую избегаешь и не принимаешь, - значит встретиться лицом к лицу с тем, чего не хочешь видеть и чувствовать в себе. Для того, чтобы положение изменилось нужно представить себя в такой ситуации и чувствовать.

Займите удобное положение. Расслабьтесь.

Представьте себя в той ситуации, которую вы избегаете.

Вы боитесь говорить в компании, идти к начальнику требовать повышения? Представьте себя делающим все это.

Вскоре у вас появятся те чувства, которые вы от себя прятали и которые мешали перестать думать о негативе, накапливая в нем энергию.

Чувствуйте их, наблюдайте за ними, дайте им выйти.

Например, я всю жизнь боялся выступать перед аудиторией больше 5 человек. Если предстояло выступление перед большой аудиторией, я испытывал безотчетный страх и тот комплекс чувств, который описан ранее. Когда перед выступлением я представлял себя говорящим, появлялись чувства страха, унижения, боязни неудачи.

Все что нужно делать - это позволить этим чувствам и ощущениям быть, развиваться по своим законам и просто наблюдать за ними.

Если появляются такие чувства - это большой успех. Если они не появляются, то здесь возможно два варианта, либо их нет и причина находится в другом, либо они так глубоко скрыты, что человек все еще делает вид, что их нет. Во втором случае поможет только терпение.

Когда появляются такие чувства, их нужно просто проживать, помня, что никакое, даже самое сильное чувство не причиняет вреда, если просто проживается. Мы больше любого чувства.

Что значит полностью прожить чувство?

Это достаточно сложный вопрос.

Чтобы приблизиться к пониманию ответа на этот вопрос, нужно вспомнить, как реагирует ребенок на неприятные раздражители. Он тут же проявляет свои чувства плачем, криком, кусанием, битием кулаками. Он не сдерживает себя, он тотален и целостен в проявлении своих чувств, поэтому он проживает их полностью.

Таким образом, приблизительно, можно выделить несколько характеристик в реагировании ребенком на негатив. Это яркость выражения и полнота чувствования.

Современный человек, конечно же, не может кусаться при первом признаке недовольства. Но он может хотя бы не препятствовать себе чувствовать, независимо от того, приятное это чувство или нет.

Итак, высвобождая подавленные чувства и осознавая те мысли, которые, собственно, и стали причиной их накопления, мы соединяемся с ними и освобождаемся от них.

Если человек боится говорить и ставит себя в ситуацию, в которой все таки необходимо говорить, он проживает свой страх и освобождает себя от него.

Проживая и высвобождая подавленные чувства, мы как бы разминируем себя.

После этого нужно пройти это испытание в реальности. И те лишние переживания, которые у вас были бы без этой работы просто не возникнут. Они уже отработаны.

Видимо этим объясняются те случаи излечения, когда людям, страдавшим от сильного заикания, удавалось вылечиться, когда жизнь жестоко заставляла их говорить, или когда они сами, несмотря на свой недостаток, действовали в направлении достижения поставленных целей. Они ставили себя в условия, требующие постоянного говорения, а значит прочувствования того, что они прятали и отвергали в себе. Это приводило к высвобождению подавленного.

Освобождению себя - это та работа, на которую может уходить достаточно много времени, которую вряд ли можно назвать простой и легкой. Однако нужно помнить о том, что проделываемая работа всегда соответствует ценности результата. В этой области нельзя получить что-то очень ценное, приложив несоизмеримо меньше усилий. Внутренне освобождение - это очень ценная награда, которая стоит затраченных усилий.

IV. ВТОРИЧНЫЕ ВЫГОДЫ.

Еще немного теории. Если заикание много значит в жизни человека, то оно начинает опосредовать его восприятие и мышление, т.е. оно становится фильтром, через который воспринимается мир. Например, появляется желание сходить в гости, и тут же какой-то внутренний голос напоминает, что вообще-то налицо большие проблемы.

Какие могут быть гости?

Заикание иногда может становиться главной определяющим моментом в поведении. Так могут опосредоваться огромное количество желаний и мыслей. Этот фильтр может работать так, что сама мысль - пойти в гости даже не дойдет до осознания.

Таким образом, заикание может включаться в жизнь и играть в ней довольно большую роль.

Представим себе, что у человека всю его жизнь прослеживаются сложности в общении. Это типичная ситуация для заикающихся. Человек не знает других состояний. Эти трудности включены в его жизнь. Это знакомо и привычно. Человек уже не может без этого в силу различных причин.

Дело в том, что в природе человека заложено чувствовать, переживать различные эмоции. Первоначально ребенок чувствует все: и радость от открытия и познания мира, и, позже, недовольства, обиды и т.п. Ребенок открыт всем этим переживаниям, он открыт миру.

Он не зафиксирован на каких-то конкретных переживаниях. Даже, если он переживает что-то негативное, он проживает это до конца, полностью, тотально, так, что после этого ничего не остается. Ему больно, он закричал, расплакался, а через 5 минут забыл это, потому что данное переживание себя исчерпало. Он просто пропустил через себя, сквозь себя данное чувство, прожил его.

А если ребенок попадает в более эмоционально насыщенную ситуацию, которую он не может полностью прожить, например, сильный испуг, то он фиксируется на ней. Он не пропускает через себя это более сильное чувство а пытается задерживать его, в результате чего это чувство остается и его приходится переживать снова и снова.

Пока человек живет, он чувствует. Если он зафиксирован на негативном чувстве, которое он не может прожить до конца, то он будет снова и снова переживать это чувство.

Другими словами, эмоционально человек запрограммирован природой "питаться" различными переживаниями, это форма существования психического, а если он, в силу обстоятельств, зафиксирован на каком-то одном (в данном случае, отрицательном), то он будет питаться этими переживаниями. То есть, если он привык питаться этими переживаниями, то он в своей жизни сам будет создавать или поддерживать то, что приносит эти переживания.

Что чувствует заикающийся, когда у него происходит очередная речевая неудача? Беспомощность, злость, унижение, никчемность и т.д. и т.п. Значит получилось так, что он эмоционально привык питаться этими переживаниями. Он пустил их в оборот (очень сочное выражение для данного контекста), однако может не вполне отдавать себе отчет в том, чем же он питается.

Здесь мы подходим к вопросу о вторичных выгодах. В учебниках по психотерапии под ними понимаются те выгоды, которые человек получает от своей болезни. Скажем, человек заболел и все стали за ним ухаживать, - ему приятно.

В случае с заиканием этих выгод может быть очень много (заметьте, что вы чувствуете, когда читаете эти строки). Что может давать человеку заикание? Чувство беспомощности позволяет снять ответственность, унижение может помочь привлечь к себе внимание и т.д., в каждом случае это, конечно, индивидуально. Вторичные выгоды могут быть очень изощренными и замаскированными.

То есть, получается, что заикающийся зафиксирован на питании негативными эмоциями, считает их единственными и ищет их, и в дополнении ко всему, еще и использует это положение, чтобы получить свою прибыль.

Это то, что держит болезнь и не всегда видно на поверхности.

Перейти на другое питание не так-то просто, но возможно.

Что может означать переход на другое питание?

Какой образ жизни повлечет за собой переход на другое питание?

Иногда про заикающихся говорят, что они специально заикаются, что это очень удобная по жизни позиция, которая позволяет им избегать ответственности, не нести на своих плечах бремя принятия решений. Я услышал такое суждение впервые лет 5-6 назад. Тогда оно мне показалось очень красивым и чувствовалось, что в этом что-то есть. А рассуждая здраво, вообще, можно прийти к заключению, что так оно и должно быть. Если человек получает от чего-либо столько дивидендов, а потом говорит, что не может от этого избавиться, это наводит на странные размышления. Однако осознать и прочувствовать это я не мог, хотя и полностью принимал эти рассуждения.

Прочувствовать на себе мне удалось это только в ситуации, в которой у меня была возможность навсегда избавиться от заикания.

Занимаясь самонаблюдением, я несколько лет накапливал опыт, ставя много экспериментов и детально анализируя нюансы спадов и взлетов (иногда этот анализ становился настолько всеобъемлющим и излишним, что, в целом, мешал жить. Но это уже о другом). Занимаясь психологией и исследуя принципы, изложенные в данной работе (и те, которые еще будут изложены), я научился выходить из состояния заикания. Я знал, что (один из вариантов)если я честно скажу о своих чувствах другому человеку, перестану затушевывать проблему (как это делается, будет подробно описано), то состояние заикания исчезает. Однако, каждый раз все возвращалось на первоначальную точку. Иногда возвращались такие состояния, что тогда можно было сказать, что, каким я был до самого первого лечения, такой же я и сейчас, ничего не изменилось. Такие же комплексы, такое же заикание, все то же самое, та же беспомощность. И такие моменты бывали даже после того, как я научился проходить, образно говоря, по тоннелю состояний к состоянию блестящей речи.

Вроде бы научился, научился делать все правильно и точно, научился делать это сам, без посторонней помощи и посторонних влияний. Бывает, что экстрасенсы снимают заикание на две-три недели, но это не самостоятельная работа. И все же результат уходил. Конечно, можно было списать на то, что проход по тоннелю состояний достаточно сложен. Это то же самое, что и постоянное преодоление своего страха - сейчас получилось, завтра запал пропал и человек уже даже не преодолевает его.

В очередной раз возникла ситуация, требующая хорошей речи. Тогда я очень четко почувствовал, что если сделаю определенные шаги, то заикание перестанет быть проблемой в этой ситуации. Но тотчас я почувствовал, что я не хочу этого. Та цель, к которой я шел столько лет, - мне не хочется ее достигать. То как есть - плохо, тошнит, а то, как может быть - не хочу.

Это осознание было некоторым шоком. Первой реакцией было заставить себя сделать выбор. Но это, как я чувствую не привело бы ни к чему хорошему. Насильно мил не будешь. Нельзя насильно других сделать счастливыми, оказывается и себя тоже.

Только тогда я прочувствовал, что заикание - это просто "удобный" способ жизни. Я просто бегал от принятия настоящих решений. Принимать решения (серьезные решения) - это значит взять ответственность за себя и свою жизнь. Почему это так страшно? Ведь здесь дело не в лени, я мог целыми днями работать над заинтересовавшей меня темой.

Принимать решения - это рисковать, ведь если я делаю что-то и на мне полная ответственность, то я отвечаю за это и в случае успеха и в случае неудачи. А если я зависим от того, как на меня посмотрят, как я выгляжу в глазах других и в собственных глазах?

Зависимость от "Я" - это привязанность к одному образу, состоянию. У заикающихся это особенно сильно проявлено.

Как избавиться от вторичных выгод?

Это и просто и сложно. Нужно захотеть стать творческим, конструктивным и взрослым (в душевном смысле) человеком, реализующим те цели, которые действительно хочется реализовать, общающимся с теми людьми, с которыми хочется общаться, а не прятаться от жизни, используя заикание в качестве отмазки.

А вот как всего этого захотеть я не знаю.

Если человек становится на путь самосовершенствования и развития, работает над тем, чтобы его жизни была более гармоничной, полной, светлой, то рано или поздно эти желания появляются. Хотя возможны и другие варианты.

V. ИДЕАЛИЗАЦИИ.

В каждой следующей главе мы рассматриваем заикание с новой стороны, которая на первый взгляд может показаться несвязанной с предыдущей. На самом деле это все грани одного целого. Но для кого-то будет актуальнее одно, а для кого-то другое.

В данном разделе я хотел бы показать, что заикание очень тесно связано с тем, что человек идеализирует.

Что такое идеализация?

Например, для человека важно то, сколько у него денег. Если у него достаточно денег, он чувствует себя комфортно, недостаточно денег - плохо, дискомфортно. В какой-то степени этот человек зависим от денег (а кто может сказать, что на все сто независим от них), но это еще не тот вид зависимости, идеализации который я бы хотел описать.

По-настоящему человек зависим от денег тогда, когда он много думает об этом, когда он начинает испытывать отрицательные эмоции в тех случаях, когда не получается иметь много денег, когда деньги становятся целью, когда человек не мыслит свое существование без них.

Если у другого человека отняли некоторую сумму, то это для него, конечно, ситуация неприятная. Если же отнимают деньги у человека, сделавшего их чуть ли не целью жизни, то он воспринимает это, буквально как, "конец света" и реагирует на это в соответствии с особенностями своего характера ( однако эта реакция в любом случае будет отличаться большой силой и отрицательностью).

И, в таком случае, в человеке начинают в очень больших количествах появляться негативные эмоции. А негативные эмоции, как известно, являются сильнейшим разрушающим фактором.

То есть, человек зависит от чего-то тогда, когда не может это отпустить. Зависеть человек может от денег, социального статуса, хороших семейных отношений, секса, карьеры, духовности и т.д. и т.п. Зависимостей в жизни может быть очень много. Их описал и классифицировал С.Н.Лазарев. Интересующихся глубоко этой темой отсылаю к нему. Но хочу предупредить, что информацией в его книгах стоит пользоваться предельно осторожно.

Итак, человек зависим от того, что он не может отпустить, утрату чего он воспринимает как крах при том, что у него появляется много отрицательных эмоций – агрессия, недовольство, обида, зависть и т.д.

Страшным как раз является не идеализация чего-либо, а именно те негативные эмоции, которые возникают в связи с этим. Безопасно сколь угодно хотеть и желать чего-либо, не накапливая негативных переживаний.

Часто получается, что то, от чего мы зависим, теряется.

Это почти то же самое, что и страх, только немного с другой стороны.

Очень рекомендую книги А. Свияша для подробного рассмотрения этого механизма.

Теперь о заикании в свете вышесказанного.

Заикающийся часто жестко зафиксирован на своем заикании и на себе. "Как я буду выглядеть, как на меня посмотрят и т.д." – это привычные мысли. То есть существует идеальный образ себя, который ломается при заикании. И чем жестче человек зафиксирован на этом образе, тем больнее ему, когда он заикаясь не "дотягивает" до своего идеального образа.

Каким рисует себя человек, что при ломке этого образа становится больно? Назовем этот образ пока условно образом Х.

Часто повторяющимися переживаниями при заикании являются чувство унижения, неловкость, унижения и т.д.

Но почему обычные люди не испытывают страх унижения?

Кто может испытывать страх унижения?

Кто боится потерять деньги? Тот, кто очень зависим от них, кто идеализирует их.

Кто боится потерять любимую (любимого) ? Тот, кто эависим от нее (него).

Исходя из этой логики, если человек испытывает страх унижения, то он боится потерять... что?

Страх унижения - это страх быть хуже, ниже других.

Что боится потерять, боящийся стать хуже и ниже других других?

Если очень внимательно проследить и прочувствовать эту логику, то получается, что человек, боящийся стать хуже других боится потерять свой образ, в котором он лучше, выше других. Иначе зачем ему бояться это потерять.

Мы боимся потерять то, от чего мы зависимы.

Если бы у него не было этого идеального образа - образа того, какими бы он хотел бы быть, то тогда не было бы так неприятно терять его.

Значит, если я боюсь унижения (быть ниже, хуже) перед другими - это означает, что на самом деле я хочу быть выше, лучше других, хочу поставить других ниже себя. В религии это называется гордыней (что между прочим, считается смертным грехом).

Страх унижения и само унижение не может существовать без своей противоположности - высокомерия, желания унизить другого. Если честно понаблюдать за собой, то это желание можно легко отследить.

Признайтесь себя честно, есть ли у вас иногда такие фантазии, когда вы на вершине совершенства, а другие вами восхищаются и стоят как бы на ступеньку ниже.

Если это есть, то я вас поздравляю – вы честны с собой.

Если нет, то либо вы боитесь себе признаться в этом, либо… ну, нет так нет – для вас это не так актуально.

Так от чего же зависим заикающийся?

От своего "Я", своего Эго, своей гордыни, своего высокомерия. От образа себя совершенного, способного и т.д.

Если бы не эта зависимость, то человек спокойно бы мог унизиться не "унизившись", т.е. стать на время хуже и ниже других, но не унизившись.

Здесь можно привести пример клоуна, который делает что-то глупое, вызывая смех аудитории. Он делает себя на время выступления глупым, неловким, он ставит себя ниже публики. Но он не унижается при этом. Он не испытывает чувства унижения и переживания по поводу своей никчемности и беспомощности.

А человек с высокой гордыней в такой же ситуации почувствует себя униженным и оскорбленным (почти по Достоевскому).

Как можно снять зависимоть от эго? Нужно войти в ситуацию, где неопределен образ себя, т.е. туда, где существует риск для эго.

Например, человек очень зависим от того, как он скажет что-либо. Однако, если он будет специально создавать сложные ситуации для себя, в которых есть реальный риск оказаться несостоятельным и будет проходить их до конца, то его зависимость уменьшится, а значит он получит то, что не мог получить из-за страха, т.е. улучшится его речь.

Здесь не сказано ничего принципиально нового. Общеизвестно, что если человек преодолевает себя, то он рано или поздно исправляет свои слабости. И происходит это в результате того, что он уменьшает свою зависимость. Как обычно бывает? Боишься, боишься чего-либо, переживаешь, страдаешь, а как только случается то, чего боишься, становится легче. Но здесь есть один нюанс. Становится легче, если человек принимает происходящее и идет дальше. Если же он не принимает, то начинаются обиды и недовольства. То есть человек не отработал свою зависимость, а только усилил ее негативными эмоциями.

Зависимость сложно ослабить постепенно. Ее можно как бы "сбить","подсечь". Здесь большую важность приобретают сложные речевые ситуации, возможно, даже "сверхсложные", вероятность которых приведет заикающегося в ужас. Именно это-то и нужно. Это, например, сложные публичные выступления, проведения лекций, занятий, откровенный разговор и т.д. В этих ситуациях должна быть очень высокая концентрация переживания.

Именно в таких ситуациях (при правильном и осознанном подходе) можно кардинально изменить свое состояние. Зависимость - это страх неудачи какого-либо рода. Если пойти в такую сложную ситуация с возможностью того, что эта неудача на самом деле случится, и принять заранее эту неудачу, то зависимость снимется. А это будет означать, что процентов на 80 проблемы исчезнут, ведь они во многом являются результатом зависимости, идеализации.

Как это сделать технически?

Нужно расслабиться и представить, что предстоящее публичное выступление полностью провалено. Представьте самый худший вариант и эмоционально проживите его. Например, вы выходите на сцену и начинаете очень сильно заикаться и т.д.

Представьте, что вы будете чувствовать, что подумают люди.

То, что мы допускаем до нашего сознания, что осознаем, теряет власть над нами. Что мы отрицаем в себе и подавляем, то получает власть над нами вследствие этого отрицания.

Можно начать писать дневник из этой ситуации. Сначала описать ее, что вы чувствуете, какие у вас возникают мысли, какие чувства возникнут потом.

Представьте, что если бы это произошло на самом деле, то вы пережили бы все это очень легко.

Необходимо полностью отпустить эту ситуацию, но быть готовым пережить ее на самом деле. Должно быть полное принятие: "Будь, что будет. Что бы не произошло, я приму это как урок судьбы, без обид и прочих отрицательных эмоций".

Если вы эмоционально проживете неудачу легко и пойдете в реальную жизненную ситуацию с таким настроем, то высока вероятность, что вы выступите успешно.

Также необходимо подготовить хороший исход дела. Что мы все о плохом и о плохом. Пофантазируйте, что бы вы могли сделать, если бы у вас все получилось. Нарисуйте картинку полного успеха.

Вас взахлеб слушает аудитория, вам приятно и легко излагать свои мысли. Здорово!

Есть очень мудрая пословица: нужно готовиться к худшему, а надеяться на лучшее. Здесь она очень уместна.

Этот способ достаточно сложен и требует большой смелости, ведь нужно принять то, что боишься сильнее всего.

В процесс подготовки к такому испытанию необходимо слушать свое сердце. Необходимо искренне прожить ситуацию. Здесь работает только искренность. Здесь нужно идти до конца, переступить через край себя, сделать то, что боялся больше всего.

Если искренне пройти это испытание, то начнутся интересные явления. Вы начнете испытывать сильный, иногда безотчетный страх. Раньше вы никогда не допускали его до осознания, а теперь стали чувствовать. Это большая победа. Помните, что чувствовать безопасно. Если страх дошел до вашего сознания и вы его чувствуете, значит он уже потерял часть своей власти над вами. Нужно просто проживать его, расслабляться, чувствовать, наблюдать за ним, следить, в каком месте в теле он проявляет себя больше всего.

Если эта работа проводится правильно, то возникнет необычное чувство душевной гармонии (возможно, где-то в груди). Это состояние будет соседствовать со страхом и, вероятно, отследить его в первый раз не удастся. Оно станет заметно после прохождения испытания.

Как бы не было тяжело, возникнет ощущение правильности того, что вы делаете. Если зависимость от образа себя идеального и совершенного вошла очень глубоко, то отработать ее за одно испытание, будет, конечно, невозможно, однако чувство "правильности" будет появляться и подсказывать, что вы на правильном пути.

И конечно, критерием правильности выполненной работы будет реализация хорошего варианта испытания.

Возможно, у вас появилось недоумение по поводу прочитанного. Сначала утверждается, что заикание - это сцепка разнонаправленных тенденций, потом было сказано, что заикание происходит от того, человек подавляет свои чувства, дальше говорится, что все дело в том, что заикающийся питается своими негативными переживаниями, и наконец все "сваливается" на зависимость от гордыни и вторичных выгод т.п.

А дело в том, что имеют место все эти моменты и, наверняка еще многие другие, которые учесть невозможно.

Ну и конечно, для кого-то будет более значимым один момент, а для другого другой и так далее.

В разных главах нашего исследования описывались разные аспекты, механизмы жизни состояния заикания. Чтобы описать их, потребовалось много страниц, но на самом деле, то, что описывается так долго, существует одновременно.

Это можно сравнить с описанием деталей автомобиля. Их описание с картинками займет целый том, а в машине все они уже сейчас действуют и работают.

О том, как снизить уровень гордыни уже говорилось. Если вы проживаете наихудший исход ситуации в речевом плане и отпускаете его, то есть как бы проходите сквозь него, то вы уже не так зависимы от того, что случится. Вы готовы принять любой вариант, а это говорит о том, что уровень вашей гордыни снизился.

Так что нужно изменить в себе с точки зрения того, о чем была эта глава?

На мой взгляд, необходимым для избавления от заикания (и для жизни вообще) является ОТКАЗ ОТ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ И ПЕРЕЖИВАНИЙ.

Конечно, сразу отказаться от них невозможно, над этим нужно работать. И для начала, хотя бы уменьшить их количество и следить за тем, чтобы они особо не плодились.

Изменить в себе что-либо можно только тогда, когда в нашей душе царит любовь и гармония (об этом впереди!). Здесь имеют большое значение различные медитативные практики.

Если же внутри нас царит хаос и негативные эмоции, они просто съедают нашу энергию.

Какой дом смогут построить рабочие с бодуна?

VI. ПОЧЕМУ ВАЖНО ВЕСТИ ДНЕВНИК.

Когда человек описывает свои переживания, то они начинают меняться и здесь также работает правило: то, что мы допускаем до осознание теряет над нами власть. Появляется больше свободы.

Описывая что-то, мы выпускаем эмоциональный заряд данного события. Человек заново проживает и перепроживает травматическое событие и становится свободным от него. Происходит катарсис.

Эмоциональный заряд события высвобождается благодаря тому, что появляется возможность увидеть то же самое событие со стороны. Начинают по-другому восприниматься те же самые вещи.

Работа с дневником может стать очень хорошим союзником, если обладать достаточным терпением и трудолюбием.

Условно, можно разделить работу с дневником на три компонента.

На самом же деле, в процессе работы неизбежно присутствуют все три, и это разделение просто поможет понять их.

1. Описание самих фактов, событий, происшедших с вами, ваших действий, действий других людей и т.д.

2. Описание своих чувств и ощущений по поводу происходящего.

3. Изложение на бумаге тех мыслей, чувств и ощущений, которые спонтанно приходят вам в голову в процессе работы с дневником.

Еще раз напомню, что это деление очень условно и совсем не нужно о нем помнить при работе с дневником.

Обычное состояние человека - это почти полная блокировка чувств (по-настоящему, мы позволяем себе чувствовать очень редко).

Поэтому работа с дневником начинается с описания конкретных событий. Вот тут то и начинают появляться чувства. Если их описывать, осознавая, то тогда появится возможность переосмыслить ситуацию и отработать их. Тогда начнут появляться интересные открытия. В этот момент человек начинает понимать, что он не знал до сих пор, какие он на самом деле испытывал чувства. Будет большим удивлением узнать, что основным чувством, которое возникает чаще всего, является, например, недовольство или раздражение. Все эти открытия очень важны.

Отрицательные эмоции, которые осознаны и описаны начинают постепенно исчезать. Можно сесть за работу с дневником в очень сложном состоянии с сильными отрицательными эмоциями, а закончить работу с гармоничным и светлым состоянием. Конечно, это достигается не сразу.

Обращаю внимание на третий компонент. Иногда является более важным не сами события и ощущения, а то, с чем они ассоциируются.

Естественно, что никакие мысли случайно не приходят. Приходят лишь те мысли, которые обладают сильным эмоциональным зарядом. То есть, если отвлечься от событий и записать первую "случайную" мысль, то почти всегда оказывается, что это именно та тема, которая требует проработки, переосмысления и/или освобождения от негатива. И также велика вероятность, что эти случайные мысли могут

быть связаны с тем, о чем писалось до этого.

Иногда будут такие состояния, что вроде бы и писать то не о чем, и чувств особых нет, а все равно что-то тяготит. Вот тогда и нужно записывать то, что "приходит" само. Через это можно выйти на что-то важное.

Работа с дневником требует искренности. Только в этом случае происходят открытия. Вы пишите о чем-то очень сокровенном, важном, значимом лично для вас. Очень важно искренне писать о своих чувствах, то, что вы почувствовали на самом деле в тот конкретный момент или в тот момент, когда вы пишите этот дневник. Это может походить на общение с вашим самым близким другом или с очень дорогим человеком.

Могут появляться очень сильные и искренние чувства, например, может захотеться заплакать, засмеяться и т.д. Такие состояния свидетельствуют о большой открытости и говорят о том, что описываются реальные чувства, а не выдуманные переживания.

По сути, состояние заикания - это подмена искренних чувств в общении на усилия скрыть свой дефект, выглядеть иначе, чем ты есть на самом деле.

В работе со своими состояниями очень важны занятия аутогенными тренировками или медитации.

Одно из главных преимуществ такой работы является возможность выхода в другое состояние.

Прежде чем создать что-либо иное, нужно представить себе это и прожить это уже как данное.

Это еще один способ изменения себя.

VII. Открываем канал общения.

Человек - это открытая система. Если он обменивается энергией и информацией с окружающим миром, то он обогащается и развивается. Если он замыкается на себе, то он не получает дополнительной энергии и очень многого лишается.

Заикание является (одним из своих аспектов) выражением закрытости человека по отношению к окружающим его людям.

Что значит, человек закрыт для обмена энергией и информацией. Он не "впускает" в себя других людей (их мысли и чувства, т.е. энергию и информацию) и не позволяет себе передать (отдать) людям свои переживания.

Это момент очень тонкий. Попробуем в нем разобраться.

Бывает, что разговор с каким-то человеком проходит очень легко. Всем хорошо. Разговор катится сам по себе. Не нужно прикладывать никаких усилий, чтоб его поддержать. Люди что-то обсуждают, обмениваются мнениями, чувствами, переживаниями. Собеседники позволяют прочувствовать себе, что говорит другой и выразить свои переживания.

Собеседник впускает в себя (в свою душу) эмоциональную энергию партнера и возвращает ему свою, наполненную своим содержанием.

Условно такое состояние можно назвать открытым энергетическим каналом общения.

Что происходит, когда общаться трудно? Возникает ощущение неловкости, напряженности, необходимо прикладывать усилия, чтобы поддержать разговор. Не происходит обмена чувствами и информацией.

Канал общения закрыт. Происходит тоже самое, когда теннисист бьет по мячику, но попадает мимо игрового поля, а партнер должен его отбить, и так постоянно.

Нельзя утверждать, что этот канал нужно всегда держать открытым на 100%.

Полностью открытый канал общения (на 100%) означает, что между двумя людьми нет ничего, что бы мешало им доверять друг другу самое сокровенное. Такое бывает все-таки довольно редко, в моменты очень сильной душевной близости.

Для нормального общения, наверное, будет правильным, если канал общения будет открыт процентов на 40-70.

Вы понимаете, насколько эти цифры условны.

А у заикающегося человека, имеющего большой проблемой высказаться? этот канал открыт на 3-10%. Опять таки, это условно. Никто никогда не сможет на самом деле оценить эти цифры. Да это и не нужно. Это только иллюстрация.

Всегда возникают "официальные" ситуации, когда нужно вести себя сообразно принятой социальной роли. Например, что будет, если учитель, вместо того, чтобы вести урок начнет взахлеб делиться своими чувствами?

Есть ситуации, когда канал общения должен быть большей части открыт (иначе общение теряет свою искренность), есть же ситуации, когда его нужно немного прикрывать.

Это все справедливо для многих людей, но у заикающихся канал общения наглухо закрыт.

Из-за чего может закрываться канал общения?

Из-за тех же обид, недовольств, страхов и т.д.. Партнер посылает мне энергию, а я не могу ее принять, так как, например, обижен на него. А если я не могу принять ее, то и не могу отдать ее естественным путем, пропустив через себя. Общения не получается, или становится сухим.

А как можно открыть канал общения?

У вас когда-нибудь бывали ситуации, когда вам в начале разговора было очень сложно, разговор не клеился, но в какой-то момент было сказано что-то очень важное и с этого момента все изменилось и разговор потек сам собой.

Если проговорить тот блок, который препятствует перетеканию энергий в канале общения, то он исчезает.

На самом деле, все уже давно знают это и пользуются этим механизмом.

Секрет здесь прост. Необходимо говорить о том, что вы чувствуете именно в данный момент времени. Это один из путей. На самом деле их много.

Если вы вступаете в общение с кем-то, то возникают потоки общения. Блок, который препятствует перетеканию энергий, можно сравнить с платиной, которая препятствует протеканию воды в русле реки. Вода не проходит или еле сочится. Я посылаю поток, но ему препятствует нечто. Чем сильнее поток, тем сильнее это "нечто" препятствует.

Однако, здесь есть очень важная вещь. Чем сильнее это "нечто" препятствует потоку, тем больше оно обнаруживает себя. "Нечто" - это какие-то наши мысли, чувства, эмоции (как правило негативного толка), суждения, которые и вызывают заикание, мешают говорить.

Что означает проговорить одно (хотя бы одно) из составляющих "нечто"? Это означает соединить его с потоком. А если то, что мешало потоку, соединится с ним, то оно прекращает мешать движению потока. Поток усиливается и становится свободным.

Это один из способов открытия канала общения.

Потоки общения бывают разными по интенсивности. Если вы покупаете в магазине батон хлеба - это одна интенсивность. Если вы признаетесь в любви, открываете свои глубинные чувства, или говорите что-то очень важное, то этот поток может быть в тысячу раз сильнее.

Сколько силы и мощи заключены в словах: " Я тебя люблю", если это произносится искренне и от сердца.

Открытый канал общения возможен только в искренности, то есть, когда говорится о своих реальных переживаниях, а не от ума (прикинул, подумал, почесал в затылке, а только потом сказал).

Конечно, открытый канал общения - это идеал, который не так просто достичь. Это требует подготовки и работы по осознанию своих реальных чувств (например, с дневником). Ведь если реальные чувства не осознаются, их невозможно проговорить.

Чем заблокирован канал общения у заикающихся?

На этот вопрос каждый заикающийся должен ответить сам. Наверняка в этом списке будет страх общения, страх что не поймут, страх показаться хуже, чем ты есть и многое другое.

Избавиться от заикания в определенных условиях можно за одну беседу. Нужно просто открыть канал общения. Осознать и проговорить с партнером (или на группе) блоки, которые стоят на пути потоков общения, по мере их выползания.

Это процесс может (и должен) быть очень драматичным. И здесь большое значение имеет уровень доверия, степень осознания своих чувств и готовность идти в сильные реальные переживания, которые не всегда приятны.

Такая подготовка требует глубокой работы над собой.

Если у вас есть любящий и понимающий партнер, которому вы доверяете, то вы можете избавиться от заикания в этой ситуации (в этом контексте) меньше, чем за полчаса.

Однажды открытый канал общения, не остается таким навсегда (это и не нужно), но оставляет глубокое позитивное влияние на личность человека.

Для этого нужно лишь начать искренне говорить о своих чувствах и желаниях, описывать их, двигаясь глубже и глубже в себя.

Это очень драматичный процесс, если на самом деле вы будете открывать свои чувства.

Например, вы можете начать с того, что скажете, то что вы чувствуете. Например, что вы чувствуете смущение. Потом опишете, что стесняетесь заикаться, и, самое главное, что вы чувствуете по этому поводу.

К сожалению, здесь невозможно дать подсказку. Работает только открытие именно того, что есть на самом деле.

Если вы готовы открыться настолько, что не будете стесняться своих слез, если они появятся, если вы по-настоящему готовы осознать свои чувства, то будет происходить нечто очень интересное.

То, что вы будете проговаривать начнет улетучиваться. Как только улетучится последнее, что вы удерживаете, заикание пропадет, поскольку оно зиждется именно на том, что вы стараетесь скрыть от себя и других.

Конечно, партнер, который будет помогать вам в этом, должен хотя бы приблизительно понимать суть этого процесса, и не осуждать вас.

Заикание - это удерживание своих искренних желаний, чувств за стеной того, что считается (кем-то) неприемлимым, что считается слабостью, что не хочется показывать, короче, за тем, что называется заморочками. Конечно, идеализации и зависимости от чего-либо тоже попадают под эту категорию. Наши невыпущенные и неосвобожденные чувства тоже находятся в этой области.

В любом, даже самом сильном состоянии заикания есть лазеечка, через которую можно практически мгновенно выскочить в состояние гармонии и хорошей речи. Но проход в это состояние лежит именно через то, что не хочется принимать в себе больше всего и что сделать сложнее всего.

Чтобы пройти этот канал состояний нужно очень хорошо осознавать свои чувства и быть подготовленным к такому открытию. В этой подготовке очень помогает ведение дневника.

Процесс открытия канала общения, в том виде, в котором он описан помогает в силу двух очень важных причин. Об одной из них вкратце уже говорилось. Происходит снижение уровня гордыни и уровня зависимости от своего "Я". Происходит признание того, что есть на самом деле, это равносильно принятию того, чего боятся больше всего. А если человек принимает то, чего он боится больше всего, то он перестает быть зависимым от этого.

И вторая причина. Заикание - это по сути желание не заикаться, а значит, если я честно отслеживаю это желание и признаюсь в нем (и как один из вариантов, говорю об этом своему партнеру), то оно станет подконтрольным, и перестанет влиять на меня. Также произойдет еще очень важная вещь. Освобождаясь от удерживаемых чувств, вы возвращаете себе ту энергию, которую они брали на свое существование и сокрытие.

Прилив свежих сил и энергии - неотъемлемая часть работы с открытием канала общения, если эта работа правильно проводится.

Возможно, некоторые из вас скажут, что невозможно с каждым встречным говорить о своих чувствах. И будут отчасти правы. Но только отчасти. Один или несколько раз открытый канал общения в тепличных условиях (это не означает, что эти тепличные условия будут легкими) позволяет получить бесценный опыт необходимых состояний и научиться в повседневной жизни приближаться к этим состояниям.

Необходимо добавить, что описанный механизм является частным случаем большего механизма, которым многие весьма успешно пользуются.

Есть люди, которые в молодости сильно заикались, но несмотря на это добивались своих целей, действовали, шли по жизни, преодолевая свой недуг. Такие люди, как правило, за несколько лет прорабатывали свои блоки заикания и открывали свой канал общения, или приоткрывали его до той степени, до которой это было необходимо для полноценной жизни.

Такие сильные и несомненно волевые люди осознанно или неосознанно пользуются более глобальным механизмом. Они не рассказывают о своих проблемах, не открывают канал общения, как это было описано. Они ПРЕОДОЛЕВАЮТ блоки.

Что такое преодолеть блок? У меня проблема, а я действую несмотря на факт ее присутствия, общаюсь, разговариваю, делаю то, что считаю нужным. И, как правило, сначала получается плохо. Но даже несмотря на это я преодолеваю себя.

Что происходит в этом случае? Я усиливаю энергетические потоки общения, не обращая внимания на преграды и еще я не подкармливаю блок, который мешает. Ведь в обычном случае заикания, когда ему отводится весомая роль в формировании жизненного сценария (не пойду говорить с тем, потому что заикаюсь и т.д.) блок осознанно или неосознанно подкармливается. К нему приковывается внимание, о нем думают и он УСИЛИВАЕТСЯ. Так заикание усиливается само себя, если с ним правильно не работать.

А теперь представим, что я всегда, или почти всегда преодолеваю этот блок, независимо от неудач. Значит я постоянно по жизни работаю на усиление энергетических потоков общения и ослабление силы блока, мешающего току энергий. В один прекрасный момент поток становится настолько сильным, а преграда настолько слабой, что ее смывает.

Здесь все зависит от того, на что направлен фокус внимания. Если фокус внимания направлен на цель, то достигается цель, а если на преграду, то воспроизводится преграда.

На самом деле тот блок, который стоит на пути потока общения есть наше творение. Об этом уже говорилось. Мы сами его воссоздаем, правда уже бессознательно. Мы сами создаем поток общения, когда хотим что-то передать другому человеку и мы сами же создаем преграду. И если первое перевешивает, то рано или поздно преграда уменьшится.

Такой путь тоже является достойным и вызывает уважение. Однако он требует огромной силы воли, ангельского терпения и может занимать годы. Конечно, еще это зависит от исходной силы блока, от скорости уменьшения его могущества и увеличения могущества энергетических потоков общения. Также это зависит от интенсивности потоков общения.

Если сходить в магазин и купить хлеб, используя эти принципы, то проделанная работа даст некоторые результаты, а если так же прочитать лекцию на огромную аудиторию - это даст результат в тысячи и десятки тысяч раз больше. А если на такой лекции еще и говорить от сердца, искренне ( не обязательно это должно быть проговаривание своих блоков ), то такое испытание, пройденное правильно, позволит навсегда разобраться с тем, что некогда было большой проблемой.

IV. СРЫВ.

У каждого из нас бывают периоды, когда все дается легко, жизнь наполняется красками и кажется, что достижима практически любая цель. Также бывают периоды, когда все буквально валится из рук и не клеится никакая работа.

Заикание проявляет себя часто подобным образом. Иногда наступает заметное облегчение и речь улучшается, а возможна и другая ситуация, - когда без видимых причин (или после определенных причин) состояние речи ухудшается катастрофически. Такое состояние обычно называют срывом.

Срыв - это такое состояние, (к сожалению знакомое многим) когда любые попытки улучшить речь через упражнения и т.д. ведут к противоположным результатам. Возникает чувство бессилия и ряд других негативных переживаний.

Срыв может длиться от нескольких дней до нескольких недель.

К сожалению от срывов не застрахован на сто процентов ни один заикающийся, и такие состояния необходимо как-то контролировать и проживать, если они появляются.

Во-первых, что сразу хочется отметить, что корни состояний, в которых человек чувствует бессилие лежат, возможно, еще в процессе рождения.

Чтобы описать это сходство, необходимо слегка коснуться перинатальной и трансперсональной психологии.

Основой этих направлений являются переживания людей, которые в ходе специальных действий и техник (сенсорная депривация, ребефинг, специальное голодание, сеансы регресии во времени и т.д.) сумели вспомнить свой процесс рождения, эмоционально перепрожить и описать его.

Всех интересующихся этой темой отсылаю к книгам С.Грофа, а здесь мы очень кратко коснемся тех аспектов, которые непосредственно связаны с интересующей нас темой.

Ребенок в утробе матери, несмотря на неразвитость многих мозговых структур и психического аппарата имеет свои эмоциональные переживания, которые, конечно, же очень отличаются от того, что переживает взрослый.

Коротко опишем этот период, так как он, возможно, имеет огромное значение для понимания состояния срыва и его причин.

Условно периоды внутриутробного развития разделены на четыре больших этапа, которые были названы базовыми перинатальными матрицами.

Первая перинатальная матрица длится с 28 недели беременности до момента начала схваток. Ее биологическую основу составляет опыт исходного симбиотического единства плода с матерью. Безмятежное внутриматочное переживание часто описывается , как сопровождающееся ощущением отсутствия границ и препятствий, пребывание в межзвездном пространстве, в океане и т.д.

Вторая перинатальная матрица соответствует времени схваток матки при закрытом еще родовом проходе. Этот этап описывается как ощущение конца всего существования. Для ребенка рушится привычный и комфортный мир. Здесь и возникает ситуация безвыходности. Часто здесь появляются непреодолимые ощущения возрастающей тревоги и осознание надвигающейся смертельной опасности. Ситуация, как правило, представляется безнадежной и бесконечной. Очень похоже на переживание срыва.

На третьей перинатальная матрица сокращения матки продолжаются, но в отличии от предыдущей стадии, шейка матки теперь открыта и плод способен продвигаться по родовому каналу. Хоть продвижение проходит с задействованием большой силы, эта ситуация в корне отличается от предыдущей. Появляется то, ради чего стоит бороться.

И четвертая перинатальная матрица связана с непосредственным появлением на свет.

По сути само состояние срыва, в значительной степени, - это проекция второй перинатальной матрицы, когда схватки уже начались, а родовой канал еще закрыт.

Самое правильное в таких состояниях - это адекватное понимание сути этих процессов и, конечно, бесконечно важным является индивидуальный опыт выхода из этих состояний.

Любые действия в состоянии срыва не являются эффективными. Действия обычно приводят к незначительным результатам, а потом к еще большему ухудшению или просто к противоположному результату.

Такое состояние нужно переждать, зная о двух вещах.

Первая, - любое состояние меняется, доходит до пика своего развития и исчезает. То есть, что бы вы ни делали, оно рано или поздно закончится просто в силу законов своего развития. Оно завершится, будете ли вы бездействовать или активно работать.

Однако, здесь стоит вопрос о том, чтобы это состояние завершилось как можно легче и естественнее.

И в этом смысле лучше всего просто позволить ему быть, развиваться по своим законам и естественно завершить свой цикл развития. Нельзя бороться и подгонять, это только затормаживает процесс.

Что означает позволить быть этому состоянию?

Это означает, чувствовать весь спектр чувств, которые оно несет.

Вы чувствуете безысходность, бессилие. Отлично. Позвольте себе прочувствовать это в полной мере. Соединитесь с этими чувствами. Позвольте себе их переживать. Наблюдайте за этим процессом. На это может уйти некоторое время, однако все, что мы проживаем таким образом, сознательно имеет тенденцию к изменению. Вы сами по-

чувствуете, когда процесс близится к завершению. Иногда на это надо несколько часов, иногда несколько дней.

И вторая обнадеживающая вещь. На следующей стадии родов открывается родовой канал и появляется "свет в конце тоннеля". Действия снова обретают смысл и ценность и приводят к результатам. Это означает, что на смену состоянию срыва неминуемо придут более конструктивные состояния, в которых уже возможно продвижение вперед.

Мы запрограммированы на выход из состояния срыва!

Нужно просто почувствовать, когда действовать нельзя и нужно ждать, а когда необходимо прикладывать усилия.

Ну и, конечно, еще очень важно не перепутать состояние срыва и плохое настроение, лень.

Чтобы само состояние срыва более легко и естественно завершилось нужно перепрожить те чувства, которые оно в себе несет. Об этом уже было написано ранее.

Срыв - это просто ситуация вынужденного погружения в подавленные негативные чувства. На самом деле это несет в себе целительный потенциал. Каждый срыв, осознает это человек или нет заставляет проработать подавленный негатив.

Конечно, намного лучше, если человек работает с этим осознанно и целенаправленно.

Каждый срыв делает нас сильнее именно в силу того, что выходят на поверхность подавленные негативные состояния, естественно, при условии того, что это правильно проживается.

X. Почему бывает необходимо заниматься физическими упражнениями.

Сейчас очень много говорится о том, что негативные переживания вредят нашему здоровью и отравляют жизнь.

Поэтому, вполне естественно, что от негативных переживаний, таких, как злость, тревога, недовольство и др. целесообразно избавляться, а когда приходят радостные моменты жизни, то ими предпочитают наслаждаться, переживать их во всей полноте и по возможности удерживать их как можно дольше.

И сейчас мы с вами поговорим о тех способах, с помощью которых можно избавиться от негативных переживаний или, по крайней мере, настолько изменить их, что они не окажут нам вреда.

Давайте представим любое негативное переживание как дисбаланс в системе, которая называется нашим организмом

( здесь под понятием организм мы имеем в виду и наше тело, и нашу психическую систему). Это своего рода поломка, разладка. Например, в состоянии душевной гармонии ничто не выбивает нас из равновесия, все как бы на своих местах, у нас положительно эмоционально окрашенные переживания, в которых нам комфортно. Когда возникают негативные переживания, душевная гармония исчезает. Как это проявляется?

Во-первых, нам становится плохо. Согласитесь, не самое приятное - испытывать раздражение, тревогу и т.д. Жизнь становится безрадостной и пустой. Также наши негативные переживания могут отравлять жизнь окружающим вас людям.

Во-вторых, любые сильные переживания (особенно отрицательные) требуют на себя большое количество нашей жизненной энергии. Вспомните, как изматывает волнение, хотя внешне, при волнении, мы всего лишь обычно ходим по комнате, что само по себе не может вызвать усталость (впрочем, некоторые бегают по потолку). Остается меньше энергии на все остальное.

Для лечения заикание это имеет чуть ли не первостепенное значение. Хронические недовольства и претензии по жизни – неотъемлемая черта многих заикающихся. Она приводит к тому, что жизненная энергия застаивается. Ее просто становится меньше.

Если вы даже не занимаетесь глубинной работой, то просто достижение состояния душевной гармонии теми способами, которые вам доступны, снизят уровень вашего заикания очень существенно.

Зная некоторые закономерности того, как наша душевная система выходит из гармонии и возвращает себя в состояние гармонии, можно вывести множество приемов и способов, которые помогут нам в том, чтобы привести себя в порядок.

Конечно, напомним, что в серьезных случаях все же бывает необходимо обратиться к специалистам, однако с определенным уровнем дисбаланса вы сможете справиться уже сейчас.

Оказывается, наш организм имеет все необходимые механизмы, которые позволяют нам сбалансировать все эмоциональные процессы. Организм сам приводит нас в равновесие, если мы ему в этом не мешаем. Вспомним древнюю мудрость о том, чтобы не мешать нашему организму исцелять себя самому.

О чем это говорит? Если мы получаем какой-либо эмоциональный дисбаланс (например, переживание тревоги), организм сам может скорректировать его. Необходимо лишь уединение, некоторые условия и время.

Вообще, наш организм – это система, которая сама стремится к равновесию (если ей не мешать, а именно этим, к сожалению, занимается большинство людей).

Как это проявляется?

В простейшем случае это выглядит так. Предположим, мы несильно обожглись горячим чаем (не так, чтобы очень больно, но неприятно). Возникает некоторое негативное переживание, к счастью, в этом случае несильное и непродолжительное. Мы держим руку под струей холодной воды, и через некоторое время забываем об этом. А теперь самое интересное – куда делось наше негативное переживание? Ведь мы не прикладывали никаких усилий для того, чтобы оно ушло. А дело в том, что наш организм сам позаботился о том, чтобы это переживание ушло. В этом примере показано, как организм сам справляется с нашим дисбалансом. Но в жизни так обычно не получается, обычно этот дисбаланс больше, чем может “переработать” наш организм и он только накапливается. И здесь нужны некоторые условия, о которых мы уже говорили. Тогда может быть запущен этот естественный механизм “переработки” душевного дисбаланса. Все мы в той или иной степени им пользуемся и здесь дело в том, чтобы ему как минимум не мешать, а как максимум помочь начать работать.

Сильная эмоция - это некоторый перекос в нашей системе. Если гармоничное состояние можно условно представить в качестве ровного, круглого куска влажной глины, то негативное переживание – это вмятина, которую необходимо заровнять.

И теперь речь пойдет о тех условиях, которые необходимы для того, чтобы наш организм привел сам себя в состояние равновесия, чтобы форма нашего кусочка глины снова оказалась ровной и красивой.

Для того, чтобы мы с вами пришли в равновесие, нужно всего лишь не мешать работать нашим естественным целительным механизмам. Что это означает применительно к нашей эмоциональной жизни? Нужно дать себе некоторое время и позволить себе прочувствовать, прожить, “переработать” все “излишние” чувства и переживания, которые в нас есть.

Мы чувствуем раздражение, или даже злость? Замечательно. Позвольте этому чувству быть, развиваться своим естественным ходом, наблюдайте за ним, не задерживайте его, тем самым вы позволяете себе “переработать” его. Главное не прятать эти чувства в себе.

Идеальным вариантом была бы ежедневная прогулка в лесу в течении некоторого времени. Тогда бы организм уравновешивал все “бяки”, которые успевают появляться за рабочий день.

Но, к сожалению, мало кто может позволить себе такую роскошь. И даже наоборот, дисбаланс имеет тенденцию накапливаться, если организм не успевает вовремя сбалансироваться.

Иногда жизнь ставит очень жесткие условия, когда, например, череда неприятностей даже позволяет прийти в себя. Можно ли что-нибудь изменить в этой ситуации?

Оказывается можно. Существует огромное количество простых и в то же время доступных способов, с помощью которых можно помочь себе.

Один из таких способов - Бег или любые подходящие для вас спортивные упражнения.

Это должны быть любые упражнения, предполагающие некоторое напряжение мышц.

Почему спорт всегда помогает при стрессах? Дело в том, что, условно говоря, ваше эмоциональное напряжение во время таких занятий переходит в мышечное и таким образом освобождается.

В процессе телесного напряжения вы сосредотачиваетесь на усилии и немного ослабляете контроль, перестаете сдерживание своих чувств и возникают условия, когда они начинают проявляться, а проявляясь, они уменьшаются.

Условно говоря, когда вы начнете бегать, у вас неожиданно для вас могут появиться былые негативные переживания, такие как раздражение, злость, апатия и т.д., могут вспомниться какие-либо события, несущие эмоциональный заряд. Это и есть то, что нужно. Значит, пошел процесс освобождения от них.

Нужно просто прожить, прочувствовать, “проработать” все, что вы будете чувствовать.

Здесь не нужно ничего форсировать или специально что-то вспоминать. Все, что нужно всплывет само. Вы создали для вашего организма необходимые условия для приведения себя в гармонию.

Необходимо еще одно условие – это уединение, когда вы можете погрузиться в собственные ощущения. Бег или спорт в шумных компаниях – дело приятное, но для этих целей подходящее не всегда наилучшим образом.

И, конечно, самый важный критерий – это чувство удовольствия и обновления после занятия спортом. Чувство удовлетворения как раз и показывает, что организм привел себя в состояние гармонии.

Для каждого необходимо свое время для таких занятий. Кому-то достаточно 10-15 минут, кому-то реальный эффект и удовлетворение принесет 30-40 минут. Единственный критерий правильности – это ваше состояние.

Такие занятия, как и ведение дневника позволяют освободиться от невыраженных негативных чувств.

И начинать работу с заиканием очень полезно именно с таких методов и способов.

Сложно преодолевать и изменять себя, когда внутри наложено столько хлама.

Освобождаясь от этого хлама, мы расчищаем себе пространство для изменения и возвращаем свою жизненную силу.

Я периодически пользуюсь этим методом, получаю от него удовольствие и вытаскиваю себя из очень негативных состояний.

XI. Почему нужно заниматься АТ.

Аутогенная тренировка, на мой взгляд, является ценнейшим инструментом в работе с заиканием.

Она позволяет остановить хаос наших мыслей и прийти в более гармоничное состояние. Этим экономится энергия, необходимая для изменения.

Остановив поверхностный хаос, она позволяет пройти глубоко внутрь нас.

Она позволяет реализовать то, что мы хотим.

К чему мы идем?

Все это время мы разбирались с тем, что нам мешает.

А что мы хотим получить?

Во время аутогенной тренировки мы становимся очень восприимчивы и сеем семена тех образов, которые впоследствии реализуются.

Например, мы представляем себя легко и свободно говорящими и уверенными. Это те семена, которые постепенно начинают управлять нашим поведением – это цель к которой мы идем.

Некоторые принципы работы в АТ.

Создание образа:

- Образ должен вызывать у вас положительные чувства и эмоции.

- Образ может быть похож на стоп-кадр или фильм. Важно насытить его как можно большим количеством деталей.

- Образ должен включать в себя вас.

- Образ может быть символическим.(Если речь идет о гармоничных взаимоотношений, то можно представить два цветка, растущих рядом).

Здесь нет возможности рассказать о всех нюансах работы в АТ, иначе придется переписывать то, что хорошо изложено в других книгах.

Я советую взять любое нормальное руководство по АТ или самогипнозу, хорошенько его изучить и практиковать. Могу порекомендовать систему Хозе Сильва. Это почти аутогенные тренировки, только, на мой взгляд, сильнее.

Ценная книга Брайан М.Алман, Питер Т.Ламбру "Самогипноз".

Также, не стоит забывать о классиках, таких, как В.Леви.

Такая работа должна проводится, как минимум несколько месяцев, хотя первые результаты проявятся довольно скоро.

Лично я занимаюсь самогипнозом (другое название аутогенных тренировок) несколько лет и не планирую прекращать свои занятия.

Предлагаю приблизительную текстовку, которая может помочь в работе. (Работа проводится в состоянии расслабления).

"… В глубине нашего существа есть решения для всех наших задач. Это можно сравнить с контрольной работой в школе. Учитель раздает задачи, а ученики решают их. Однако, как бы ни была сложна задача, ее решение находится у учителя в столе, чтобы он мог потом сверить его с тем, что сделают ученики. А сейчас вам надо будет представить образ. Как бы выглядело решение вашей задачи. Может быть, это что-то очень конкретное, а может быть, наоборот, абстрактное. Визуализируйте это решение. Представьте себе поднос, на котором находится решение вашей проблемы.

Не визуализируйте то, что, по вашему мнению, нужно для решения. Пусть это будет работой вашего подсознания. Оставьте эту работу ему.

Если человек собирается бежать кросс на соревнованиях и хочет оказаться одним из немногих, кто придет к финишу, но не представляет, каким образом ему удастся преодолеть эту кошмарную изнуряющую гору или тот жутко узкий поворот, то он может, конечно, молить Бога об этой горе или повороте. Но на самом деле ему нужно представить, что он легко и радостно пересекаете финишную прямую. Оставьте вашему подсознанию работу об изнуряющей горе и узком повороте.

Визуализируйте, что обо всем позаботились и не беспокойтесь о деталях.

Увидьте, как вы легко и свободно разговариваете с друзьями, на работе, в семье. Увидьте, что ваша проблема уже решена. Ничто не мешает вам общаться…"

Это только набросок, но главное направление вы увидели.

XII. Логопедические упражнения.

Наверное, не стоит забывать и о логопедических упражнениях. Ведь неправильная речь – это закрепленный моторный навык, и если нет другого правильного навыка, то старый неправильный будет по ассоциации вызывать многие проблемы.

Хотя есть люди, успешно преодолевшие свои проблемы без логопедии.

Однако, не стоит этим пренебрегать. Многие люди вылечились от заикания именно благодаря логопедическим упражнениям. Лично я сам пользуюсь логопедическими приемами и считаю их отличными помощниками.

Успехов Вам.

Рекомендуемая литература.

1.Верищагин Д. "Освобождение"

2.Верищагин Д. "Становление"

3.Верищагин Д. "Влияние"

Гавэйн Шакти "Созидательная вызуализация".

Гроф С. "За пределами мозга".

Жикаренцев В. "Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь", Жикаренцев В. "Путь к свободе. Добро и зло",

Жикаренцев В. "Путь к свободе. Взгляд в себя".

Жикаренцев В. "Концентрация & медитация".

Капица Г. "Анатомия биоэнергетического обмена".

Лазарев С.Н. "Диагностика Кармы" т. 1-7.

Лууле Виилма "Прощаю себе".

Пинт А."Из гусеницы в бабочку"

Раджниш "Оранжевая книга" и пр.

Свияш А."Как быть, когда все не так, как хочется"

Свияш А."Как почистить сосуд кармы"

Свияш А."Хочешь быть здоровым – будь им".

Любые книги по методу Хозе Сильва.

Успенский П. "Четвертый путь".

Успенский П. "Странная жизнь Ивана Осокина".

Хей Луиза. "Целительные силы внутри нас".

Хорни Карен. "Невроз и личностный рост".

Просьба отзывы, предложения, комментарии и замечания присылать по адресу:

arsaki@hotbox.ru (Андрею Прокофьеву).

Тематическая литература

Тексты из книг и сами книги о заикании разных лет... подробнее...

Причины, мешающие эффективности преодоления заикания

Все факторы, которые могут явиться причиной недостаточно успешного преодоления заикания, можно объединить в две группы: а) относящиеся к особенностям проявления заикания и заикающихся и б) подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Формирование фонационного (речевого) дыхания

В симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации подробнее...

И. А. Сикорский. "О заикании". 1889 г.

Симптоматология заикания "Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого. подробнее...

Х. Лагузен. "Способ излечения заикания". 1838 г.

О заикании, с объяснением способа излечения этого недостатка Как некоторые изобретения в самом начале удостаиваются всеобщего внимания и одобрения, впоследствии же подвергаются тем большему подробнее...