Использование в логопедической работе помощи разных специалистов

логопед

Непосредственно в комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания, помимо логопедов, принимают участие разные специалисты .

В зависимости от условий работы логопедического учреждения или в каждом конкретном случае проявления заикания логопед может использовать помощь невропатолога, психиатра, психотерапевта, терапевта, отоларинголога, инструктора по ЛФК, физиотерапевта, ритмиста, музыкального работника, педагога-воспитателя. Работа специалистов направлена на всестороннее изучение картины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личностных особенностей. Совокупность разносторонних сведений о заикании и заикающемся, полученных специалистами с использованием разных методов исследования и затем взаимно уточненных и дополненных, определяет в каждом конкретном случае особенности необходимого комплексного лечебно-педагогического воздействия.

Используя свои средства и приемы, специалисты осуществляют разностороннее воздействие на заикающегося, в процессе которого важно динамическое наблюдение за состоянием и поведением заикающегося под влиянием применяемых к нему средств, постоянное обсуждение специалистами результатов своей работы и гибкое ее изменение и дополнение в зависимости от результатов работы своих коллег.

Результаты лечебно-педагогической работы в целом дают возможность определить характер необходимых рекомендаций по дальнейшей профилактике заикания после проведенного курса.

В процессе названной работы чрезвычайно велика роль логопеда как ведущего специалиста . Ведь именно логопедическое воздействие (направленное непосредственно на речь и личность заикающегося) является всегда обязательным и определяющим в комплексе лечебно-педагогической работы с заикающимися. Роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами уточнить и дополнить представления об особенностях заикания и заикающегося, способствовать эффективности логопедического воздействия.

В этом отношении обязанности логопеда разнообразны. С одной стороны, они отражают необходимость организации содружественной работы разных специалистов в комплексе лечебно-педагогического воздействия на заикающихся (в изучении, преодолении и профилактике заикания). В амбулаторных условиях это могут быть различные консультации, обследование и лечение заикающихся соответствующими специалистами, обсуждение совместных наблюдений в процессе лечебно-педагогической работы с ними. В стационарных условиях — организация четкой и согласованной работы всего медико-педагогического персонала. Это достигается прежде всего структурой построения лечебно-педагогического процесса, медико-педагогическими обсуждениями детей и выбранными приемами лечебно-педагогического воздействия на них.

С другой стороны, комплексный подход к преодолению заикания требует от логопеда использования в своей работе сведений и достижений в этом направлении других специалистов.
Для изучения структуры дефекта, причин его возникновения логопеду многое дают соответствующие заключения, в частности, невропатолога, психиатра; эти же врачи определяют природу заикания (органическую или функциональную), физический, неврологический и психический статус, способствуют уточнению личностных особенностей заикающегося.

Невропатолог, физиотерапевт, ритмист, инструктор ЛФК. своим изучением заикающегося помогают выявить возможные нарушения и отклонения в двигательной сфере, особенности общей и речевой моторики. Музыкальный работник — особенности музыкального слуха, восприятия темпа, ритма музыкальных произведений, особенности голоса заикающегося и т.д. Педагог-воспитатель помогает дополнить заключение о состоянии общеобразовательных знаний, умений, навыков заикающегося, о его интересах, эстетических и нравственных представлениях и т.д.

При помощи медикаментозных средств, физиотерапии врач может воздействовать на оздоровление и укрепление нервной системы ребенка, на ослабление его речевых судорог, снятие напряженности или расторможенности — все это помогает выработке упорядоченного темпа речи и поведения ребенка, облегчает работу с ним на логопедических занятиях, способствует эффективному и прочному воспитанию необходимых навыков.

Взаимодействие логопеда с психотерапевтом помогает активнее воздействовать на личность заикающегося, изменять его отношение к себе и к своему дефекту, к окружающим, к проводимым занятиям, влиять на его поведение, воспитывать собранность, целенаправленность, активность, наступательность, бодрость, уверенность и т.д. Суггестивные методы психотерапии позволяют ослабить или снять выраженные степени болезненной фиксированности на своем дефекте, логофобии, навязчивые состояния и т.д. Содружественная работа с психотерапевтом позволяет логопеду более активно использовать в своей работе средства коррекционно-воспитательного воздействия наличность заикающегося.

ЛФК и музыкально-ритмические занятия с заикающимися детьми способствуют нормализации у них общей и речевой моторики, воспитывают правильные двигательные реакции, укрепляют силу и подвижность речевых движений и поведения ребенка в коллективе. Музыкальные занятия прямо соприкасаются с логопедическими упражнениями, развивают силу и тембровую окраску голоса, артикулированность звуков, речевое дыхание.

Следует указать на чрезвычайно тесную связь, которая существует между логопедической, общеобразовательной и воспитательной работой с заикающимися детьми, т.е. в работе педагога-логопеда и педагога-воспитателя. Во многом формы и задачи их работы, естественно, совпадают.

В детских логопедических учреждениях у молодых специалистов нередко бывают затруднения в определении различий и особенностей работы логопеда и педагога-воспитателя. Поэтому необходимо обратить внимание на соотношение основных задач работы логопеда и педагога-воспитателя с заикающимися детьми.

Основной задачей логопеда является прежде всего исправление речевых недостатков и связанных с ними личностных особенностей и поведения заикающихся детей. При реализации этой задачи логопед, ориентируясь на общеобразовательную программу обучения и воспитания детей определенного возраста, на своих коррекционных занятиях должен также расширять, углублять и совершенствовать знания, навыки и умения детей, предусмотренные программой. Поэтому там, где условия допускают одновременную работу логопедов и педагогов-воспитателей с заикающимися детьми, очевидна целесообразность некоторого опережения программного разностороннего обучения детей педагогами.

Основной задачей педагога-воспитателя является необходимость дать детям прежде всего знания и навыки, предусмотренные соответствующими программами их воспитания и обучения. При реализации этой задачи педагоги и воспитатели, ориентируясь на речевые возможности каждого ребенка, постоянно на своих занятиях и уроках, во все режимные моменты должны также закреплять речевые успехи, которые он делает в процессе логопедических занятий.

Другими словами, на обучающих занятиях по умственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию заикающихся дошкольников воспитатель при реализации своих педагогических задач должен учитывать речевые возможности каждого ребенка и ориентироваться на содержание и результативность - последовательных этапов логопедической работы .

В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности ребенка, воспитатель, учитывая психологические особенности заикающихся детей, должен формировать у ребенка определенные моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные прежде всего с отношением человека к труду и коллективу.

Важно создать у ребенка представление о труде как основе жизни людей. Развивать стремление все делать самому, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять дело тщательно и аккуратно, доводить начатое до конца, умение критически оценивать сделанное, не падать духом от неудач, учиться на неудачах и ошибках.

При воспитании черт коллективизма целесообразно дать понять ребенку, что человек живет в коллективе, в коллективе определяется его отношение к людям, польза, которую он приносит. Поэтому, чем больше человек знает, умеет и делает для людей, тем выше его достоинство и авторитет. Необходимо развивать понимание товарищества и дружбы, умение поддержать друга в беде, помочь ему, сделать приятное окружающим, быть дисциплинированным.

Итак, медикаментозное лечение, психотерапия, лечебная физкультура, ритмика, физиотерапия, музыкальные и учебно-воспитательные занятия — все это дополняет и укрепляет средства логопедического воздействия на заикающегося. А совокупность разных лечебно-педагогических средств составляет, как указывалось выше, основу комплексного подхода к преодолению заикания.

Совместная работа логопеда с разными специалистами должна отражаться в соответствующей документации (истории болезни, амбулаторной карте, речевой карте, личном деле) в виде записей результатов обследования и заключения специалистов, рекомендованного лечения или средств педагогического воздействия, записей наблюдений за состоянием заикающегося ребенка в процессе лечебно-педагогической работы с ним, заключения о результатах работы и дальнейших рекомендаций.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Обязательность названной формы логопедической работы объясняется необходимостью воздействия на окружающую микросреду заикающегося ребенка.

Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

Ближайшими помощниками логопеда в создании необходимых условий для ребенка являются его родители (прежде всего) и педагоги детского сада и школы. Для того чтобы сделать своих помощников достаточно грамотными и активными в лечебно-педагогической работе, логопед должен предусмотреть и проводить с ними консультативно-методическую работу.

В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед о сущности и причинах заикания, об особенностях его проявления, методах устранения, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе, об особенностях домашнего режима, о необходимом отношении окружающих к заикающемуся ребенку.

Организация цикла общих бесед для родителей, дети которых посещают логопедические занятия, не исключает индивидуальных консультаций логопеда для родителей о каждом ребенке в отдельности.

Помимо бесед, необходимо предусмотреть присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению заикания, с замечаниями логопеда детям, приемами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог.

Присутствие родителей на логопедических занятиях может быть пассивным (вначале) и активным (впоследствии), когда они от пассивного участия переходят к частичному участию в этой работе: под контролем логопеда задают вопросы детям, дают отдельные задания, делают замечания и исправляют речь детей на занятии.

Такая консультативно-методическая подготовка родителей создает возможность активного и правильного участия их в закреплении навыков правильной речи и поведения детей в их повседневных бытовых и учебных условиях.

Весьма значимыми в этом отношении оказываются посещения логопедом ребенка на дому, в школе и детском саду. Непосредственное знакомство с условиями, в которых он живет, позволяет глубже судить об особенностях его речи и поведения, возможностях жизненно-бытовых условий и действеннее преобразовывать эти условия в соответствии с необходимыми.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка является частью той большой и обязательной работы логопеда, которая называется пропагандой логопедических знаний.

Формы этой пропаганды общеизвестны: лекции, беседы, выступления логопеда на родительских собраниях и педсоветах в школах и детских садах, в «университетах здоровья», в обществе «Знание», в «родительских университетах», по радио, телевидению, на страницах газет и журналов, в специальных бюллетенях Домов санитарного просвещения, в стенной печати и т.д.

Консультативно-методическая работа, как и логопедическая пропаганда, должна планироваться и учитываться логопедом в специальной тетради, в которой отмечаются, где, когда, для кого и на какую тему намечена (была проведена) логопедом лекция или беседа.

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Самомассаж в устранении заикания

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

читать дальше >>

Пути выхода из состояния заикания. Работа А.Прокофьева.

Изначально целью этой работы была попытка проследить историю возникновения заикания, как особого психического состояния, механизмы его проявления и показать пути выхода из него в другие подробнее...

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми

Значение игры в жизни человека очень большое. В разных ситуациях мы постоянно (сознательно или нет) «исполняем» разные роли: служебные, профессиональные, общественные, семейно-домашние, подробнее...

Схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях

В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составляет подготовительный период, 1,5—2 месяца — тренировочный и около месяца — закрепительный. Ниже дается подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. Обучение навыкам релаксации подробнее...

Речевые экзамены

О речевых экзаменах...   «Речевые экзамены» в большой аудитории проводятся нами ежемесячно как во время всего курса лечения (семь месяцев), так и в подробнее...