Использование в логопедической работе помощи разных специалистов

логопед

Непосредственно в комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания, помимо логопедов, принимают участие разные специалисты .

В зависимости от условий работы логопедического учреждения или в каждом конкретном случае проявления заикания логопед может использовать помощь невропатолога, психиатра, психотерапевта, терапевта, отоларинголога, инструктора по ЛФК, физиотерапевта, ритмиста, музыкального работника, педагога-воспитателя. Работа специалистов направлена на всестороннее изучение картины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личностных особенностей. Совокупность разносторонних сведений о заикании и заикающемся, полученных специалистами с использованием разных методов исследования и затем взаимно уточненных и дополненных, определяет в каждом конкретном случае особенности необходимого комплексного лечебно-педагогического воздействия.

Используя свои средства и приемы, специалисты осуществляют разностороннее воздействие на заикающегося, в процессе которого важно динамическое наблюдение за состоянием и поведением заикающегося под влиянием применяемых к нему средств, постоянное обсуждение специалистами результатов своей работы и гибкое ее изменение и дополнение в зависимости от результатов работы своих коллег.

Результаты лечебно-педагогической работы в целом дают возможность определить характер необходимых рекомендаций по дальнейшей профилактике заикания после проведенного курса.

В процессе названной работы чрезвычайно велика роль логопеда как ведущего специалиста . Ведь именно логопедическое воздействие (направленное непосредственно на речь и личность заикающегося) является всегда обязательным и определяющим в комплексе лечебно-педагогической работы с заикающимися. Роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами уточнить и дополнить представления об особенностях заикания и заикающегося, способствовать эффективности логопедического воздействия.

В этом отношении обязанности логопеда разнообразны. С одной стороны, они отражают необходимость организации содружественной работы разных специалистов в комплексе лечебно-педагогического воздействия на заикающихся (в изучении, преодолении и профилактике заикания). В амбулаторных условиях это могут быть различные консультации, обследование и лечение заикающихся соответствующими специалистами, обсуждение совместных наблюдений в процессе лечебно-педагогической работы с ними. В стационарных условиях — организация четкой и согласованной работы всего медико-педагогического персонала. Это достигается прежде всего структурой построения лечебно-педагогического процесса, медико-педагогическими обсуждениями детей и выбранными приемами лечебно-педагогического воздействия на них.

С другой стороны, комплексный подход к преодолению заикания требует от логопеда использования в своей работе сведений и достижений в этом направлении других специалистов.
Для изучения структуры дефекта, причин его возникновения логопеду многое дают соответствующие заключения, в частности, невропатолога, психиатра; эти же врачи определяют природу заикания (органическую или функциональную), физический, неврологический и психический статус, способствуют уточнению личностных особенностей заикающегося.

Невропатолог, физиотерапевт, ритмист, инструктор ЛФК. своим изучением заикающегося помогают выявить возможные нарушения и отклонения в двигательной сфере, особенности общей и речевой моторики. Музыкальный работник — особенности музыкального слуха, восприятия темпа, ритма музыкальных произведений, особенности голоса заикающегося и т.д. Педагог-воспитатель помогает дополнить заключение о состоянии общеобразовательных знаний, умений, навыков заикающегося, о его интересах, эстетических и нравственных представлениях и т.д.

При помощи медикаментозных средств, физиотерапии врач может воздействовать на оздоровление и укрепление нервной системы ребенка, на ослабление его речевых судорог, снятие напряженности или расторможенности — все это помогает выработке упорядоченного темпа речи и поведения ребенка, облегчает работу с ним на логопедических занятиях, способствует эффективному и прочному воспитанию необходимых навыков.

Взаимодействие логопеда с психотерапевтом помогает активнее воздействовать на личность заикающегося, изменять его отношение к себе и к своему дефекту, к окружающим, к проводимым занятиям, влиять на его поведение, воспитывать собранность, целенаправленность, активность, наступательность, бодрость, уверенность и т.д. Суггестивные методы психотерапии позволяют ослабить или снять выраженные степени болезненной фиксированности на своем дефекте, логофобии, навязчивые состояния и т.д. Содружественная работа с психотерапевтом позволяет логопеду более активно использовать в своей работе средства коррекционно-воспитательного воздействия наличность заикающегося.

ЛФК и музыкально-ритмические занятия с заикающимися детьми способствуют нормализации у них общей и речевой моторики, воспитывают правильные двигательные реакции, укрепляют силу и подвижность речевых движений и поведения ребенка в коллективе. Музыкальные занятия прямо соприкасаются с логопедическими упражнениями, развивают силу и тембровую окраску голоса, артикулированность звуков, речевое дыхание.

Следует указать на чрезвычайно тесную связь, которая существует между логопедической, общеобразовательной и воспитательной работой с заикающимися детьми, т.е. в работе педагога-логопеда и педагога-воспитателя. Во многом формы и задачи их работы, естественно, совпадают.

В детских логопедических учреждениях у молодых специалистов нередко бывают затруднения в определении различий и особенностей работы логопеда и педагога-воспитателя. Поэтому необходимо обратить внимание на соотношение основных задач работы логопеда и педагога-воспитателя с заикающимися детьми.

Основной задачей логопеда является прежде всего исправление речевых недостатков и связанных с ними личностных особенностей и поведения заикающихся детей. При реализации этой задачи логопед, ориентируясь на общеобразовательную программу обучения и воспитания детей определенного возраста, на своих коррекционных занятиях должен также расширять, углублять и совершенствовать знания, навыки и умения детей, предусмотренные программой. Поэтому там, где условия допускают одновременную работу логопедов и педагогов-воспитателей с заикающимися детьми, очевидна целесообразность некоторого опережения программного разностороннего обучения детей педагогами.

Основной задачей педагога-воспитателя является необходимость дать детям прежде всего знания и навыки, предусмотренные соответствующими программами их воспитания и обучения. При реализации этой задачи педагоги и воспитатели, ориентируясь на речевые возможности каждого ребенка, постоянно на своих занятиях и уроках, во все режимные моменты должны также закреплять речевые успехи, которые он делает в процессе логопедических занятий.

Другими словами, на обучающих занятиях по умственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию заикающихся дошкольников воспитатель при реализации своих педагогических задач должен учитывать речевые возможности каждого ребенка и ориентироваться на содержание и результативность - последовательных этапов логопедической работы .

В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности ребенка, воспитатель, учитывая психологические особенности заикающихся детей, должен формировать у ребенка определенные моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные прежде всего с отношением человека к труду и коллективу.

Важно создать у ребенка представление о труде как основе жизни людей. Развивать стремление все делать самому, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять дело тщательно и аккуратно, доводить начатое до конца, умение критически оценивать сделанное, не падать духом от неудач, учиться на неудачах и ошибках.

При воспитании черт коллективизма целесообразно дать понять ребенку, что человек живет в коллективе, в коллективе определяется его отношение к людям, польза, которую он приносит. Поэтому, чем больше человек знает, умеет и делает для людей, тем выше его достоинство и авторитет. Необходимо развивать понимание товарищества и дружбы, умение поддержать друга в беде, помочь ему, сделать приятное окружающим, быть дисциплинированным.

Итак, медикаментозное лечение, психотерапия, лечебная физкультура, ритмика, физиотерапия, музыкальные и учебно-воспитательные занятия — все это дополняет и укрепляет средства логопедического воздействия на заикающегося. А совокупность разных лечебно-педагогических средств составляет, как указывалось выше, основу комплексного подхода к преодолению заикания.

Совместная работа логопеда с разными специалистами должна отражаться в соответствующей документации (истории болезни, амбулаторной карте, речевой карте, личном деле) в виде записей результатов обследования и заключения специалистов, рекомендованного лечения или средств педагогического воздействия, записей наблюдений за состоянием заикающегося ребенка в процессе лечебно-педагогической работы с ним, заключения о результатах работы и дальнейших рекомендаций.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Обязательность названной формы логопедической работы объясняется необходимостью воздействия на окружающую микросреду заикающегося ребенка.

Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

Ближайшими помощниками логопеда в создании необходимых условий для ребенка являются его родители (прежде всего) и педагоги детского сада и школы. Для того чтобы сделать своих помощников достаточно грамотными и активными в лечебно-педагогической работе, логопед должен предусмотреть и проводить с ними консультативно-методическую работу.

В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед о сущности и причинах заикания, об особенностях его проявления, методах устранения, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе, об особенностях домашнего режима, о необходимом отношении окружающих к заикающемуся ребенку.

Организация цикла общих бесед для родителей, дети которых посещают логопедические занятия, не исключает индивидуальных консультаций логопеда для родителей о каждом ребенке в отдельности.

Помимо бесед, необходимо предусмотреть присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению заикания, с замечаниями логопеда детям, приемами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог.

Присутствие родителей на логопедических занятиях может быть пассивным (вначале) и активным (впоследствии), когда они от пассивного участия переходят к частичному участию в этой работе: под контролем логопеда задают вопросы детям, дают отдельные задания, делают замечания и исправляют речь детей на занятии.

Такая консультативно-методическая подготовка родителей создает возможность активного и правильного участия их в закреплении навыков правильной речи и поведения детей в их повседневных бытовых и учебных условиях.

Весьма значимыми в этом отношении оказываются посещения логопедом ребенка на дому, в школе и детском саду. Непосредственное знакомство с условиями, в которых он живет, позволяет глубже судить об особенностях его речи и поведения, возможностях жизненно-бытовых условий и действеннее преобразовывать эти условия в соответствии с необходимыми.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка является частью той большой и обязательной работы логопеда, которая называется пропагандой логопедических знаний.

Формы этой пропаганды общеизвестны: лекции, беседы, выступления логопеда на родительских собраниях и педсоветах в школах и детских садах, в «университетах здоровья», в обществе «Знание», в «родительских университетах», по радио, телевидению, на страницах газет и журналов, в специальных бюллетенях Домов санитарного просвещения, в стенной печати и т.д.

Консультативно-методическая работа, как и логопедическая пропаганда, должна планироваться и учитываться логопедом в специальной тетради, в которой отмечаются, где, когда, для кого и на какую тему намечена (была проведена) логопедом лекция или беседа.

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Самомассаж в устранении заикания

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

читать дальше >>

История Кэндейс Вебстер

Когда я села писать, труднее всего было выбрать название. Я не сомневалась насчет того, что хочу сказать, но не могла решить, как озаглавить свою историю. Перебирала разные заголовки: Заикание и я, подробнее...

Основы методики Л.З. Арутюнян

Проф. Л.З. Арутюнян предлагает методику, направленную на устойчивую нормализацию речи заикающихся подростков и взрослых. Логопедами Л.А. Белик и А.Э. Ракитиной методика адаптирована для подробнее...

А. Либманн. "Патология и терапия заикания и косноязычия". 1901 г.

Заикание, как одно из разстройств речи, было известно уже в глубокой древности. Понятно, поэтому, что литература по данному вопросу довольно обширна... Тем не менее, взгляды относительно этого подробнее...

Как избавиться от заикания. Программа для коррекции речи Мэлкома Фрейзера.

СОДЕРЖАНИЕ КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАИКАНИЯ Помоги себе сам Почему вы начали заикаться ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХОД ТЕРАПИИ Ваши чувства и эмоции Напряжение и расслабление Переключение подробнее...

Коррекция заикания в играх и тренингах (2-ое издание) - И.А. Поварова 2004г.

Издательство: Питер Год выпуска: 2004 Место приобретения: опять же - Дом Книги, Спб Цена: 70 руб. Обложка: мягкая, 350 стр. Тираж: 7000 экз. Второе издание. Рецензия участника подробнее...