Дидактические основы детской логопедии

логопедия

Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью, как отрасль специальной педагогики, необходимо строиться на основе обшей теории обучения (дидактики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства обучения.

В коррекционно-педагогической (логопедической) работе с детьми существенным оказывается, прежде всего, раскрытие важнейших, дидактических закономерностей, отражающих развивающий и воспитывающий характер обучения детей. Развивающий характер обучения детей-логопатов предполагает необходимость учета уровня их умственного и речевого развития (актуального и зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому) и активного влияния на него в процессе коррекционного обучения. Воспитывающий характер обучения отражает органическое единство коррекционного обучения и воспитания ребенка с нарушенной речевой деятельностью.

Важное значение в коррекционно-педагогической работе с заикающимися детьми приобретает изучение особенностей реализации принципов обучения, выражающих в основных положениях дидактические закономерности. В обучении (как открытой динамической системе, где не может быть конкретных указаний, как следует поступать во всех разных случаях обучения, а есть только условия возможного успешного действия) дидактические принципы или принципы обучения понимаются, как главные указания или исходные положения для успешного обучения.

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: научности и доступности, сознательной активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой, индивидуализации и коллективности. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к детям-логопатам определяет все стороны коррекционно-развивающего обучения — содержание, методы и организационные формы.

Многообразие существующих в настоящее время методик логопедической работы в зависимости: от формы речевого нарушения, от разного возраста логопатов, от условий логопедической работы — подчеркивает необходимость разработки основополагающей теории коррекционного обучения логопатов. Взаимообогащающая связь общей теории обучения и частных логопедических методик безусловна: методики строятся с использованием общих положений дидактики, а общая теория обучения — использует результаты частных методик, как материал для обобщения.

Таким образом, основные дидактические закономерности и принципы, преломленные по отношению к детям с нарушенной речевой деятельностью, являются основополагающими в теории и практике логопедии. Знание дидактических основ логопедии предопределяет успешность (и в целом, и в частностях) коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Самомассаж в устранении заикания

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

читать дальше >>

И. А. Сикорский. "О заикании". 1889 г.

Симптоматология заикания "Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого. подробнее...

Коррекция заикания в США.

Заикание - очень спорная тема и подход к лечению заикания меняется в США с невероятной скоростью. Трудность лечения заикания состоит в том, что никто не выявил тот фактор, который подробнее...

Пути выхода из состояния заикания. Работа А.Прокофьева.

Изначально целью этой работы была попытка проследить историю возникновения заикания, как особого психического состояния, механизмы его проявления и показать пути выхода из него в другие подробнее...

Как достичь цели в избавлении от заикания

Лечение заикания — это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует от вас умения сделать над собой усилие. Зато если есть цель, достичь ее — это большое счастье. Прежде чем приступить к подробнее...

Лечение заикания по методу Л.З. Арутюнян (Андроновой)

"Со всей определенностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, подробнее...