Организация логопедических занятий

логопедические занятия

Принцип систематичности и последовательности включает не только логическую, но и организационную сторону логопедического воздействия на заикающихся, так как овладение ими определенных знаний, навыков и умений должно происходить не от случая к случаю, а систематически, т.е. постоянно, регулярно, без пропусков и по плану. Только в этом случае будет иметь место постоянная тренировка нервных процессов, которая, собственно, и лежит (по указанию И.П.Павлова) в основе лечения неврозов.

Логопедическое воздействие предполагает определенную форму организации коррекционно-воспитательной работы с заикающимися. Более того, прочность формирования у них свободной речи во многом обусловливается самой формой построения логопедических занятий. Вот почему вопросы, связанные с формами организации корригирующей работы с заикающимися, были и остаются актуальными в логопедической теории и практике.

В системе последовательной организации логопедической работы с заикающимися можно увидеть большие и малые ее составные части. Курс логопедических занятий отражает завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам логопедической работы он может разделяться на циклы или периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). По содержанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, рече-ручного режима и т.д.). Каждый этап логопедической работы в свою очередь состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися.

Составные части всего курса логопедических занятий (как в малом, так и в большом) отражают последовательность логопедической работы с заикающимися по успешному и прочному воспитанию у них навыков правильной речи и поведения. Рассмотрим с названных позиций некоторые организационные особенности составных частей курса логопедических занятий с заикающимися детьми (периодов, этапов и отдельных занятий).

В задачу подготовительного периода входит: настроить ребенка на занятия, дать ему представление о правильной речи, показать, что он тоже умеет говорить правильно, убедить его (пользуясь доступными для него формами речи и речевых ситуаций) в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить его пользоваться громким голосом и т.д. Ребенок должен ощутить первые победы, здесь начинается изменение его отношения к себе, к своей речи, к окружающим. Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, происходит как бы закрепление определенных участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах.

В задачи первых же речевых занятий с заикающимися детьми входят: создание щадящего режима, стимуляция к предстоящим занятиям, определение задач занятий и обязательные успехи детей.

Щадящий режим заикающихся детей выражается в том, чтобы оградить психику ребенка от отрицательно влияющих факторов, создать спокойную окружающую обстановку, доброжелательное и ровное отношение окружающих, не допускать фиксации на неправильной речи, определить и выдерживать твердый режим дня с правильным чередованием сна (несколько удлиненного) и бодрствования, предусмотреть спокойные, но разнообразные занятия, не допускать шумных подвижных игр, перегрузок занятиями.

Нормализовать, упорядочить повседневный ритм жизни заикающегося ребенка, успокоить его, отвлечь от болезненного внимания к своему дефекту и связанную с этим напряженность и травмированность. Целесообразно по возможности резко ограничить речевую активность заикающегося, избегать в это время встреч с посторонними людьми. В специализированных стационарах с успехом используется для этого режим молчания, во время которого несколько ослабляется неправильный речевой стереотип и ребенок подготавливается к речевым занятиям, т.е. к началу воспитания новой, красивой, правильной речи.

Щадящий режим предусматривает ограждение ребенка от сильных эмоций, даже если они и приятные.

Но как стимулировать ребенка к занятиям, как сделать их интересными? Ведь без активности ребенка, без его помощи, если даже он очень маленький, мы бессильны оказать ему существенную помощь. Но здесь нет, к сожалению, готовых рецептов. Дети разные, и по-разному приходится их убеждать, увлекать, заинтересовывать.

Приходится говорить о танкистах, командирах, космонавтах (обычно для мальчиков), об артистах, учителях, врачах (для девочек), о людях разных профессий, для которых красивая, правильная, четкая, ясная речь — необходимое условие их работы. И действительно, как может космонавт сообщить из космоса или с другой планеты о себе, о состоянии своей ракеты, об опасности, которая может ему угрожать, если он говорит неправильно. Ведь его не поймут. А кто пойдет в театр, кто станет слушать артистку, если она не умеет красиво говорить! А уж об учительнице и говорить не приходится — конечно же, школьники не будут ее слушать и даже могут смеяться над ней, если она не будет сама говорить ясно, четко, понятно. Так или в какой-либо другой доступной для ребенка форме объясняется значение правильной речи для людей разных профессий. А уж найти доступ к сердцу ребенка, учесть его интересы и убедительно рассказать о значении правильной речи — это дело творчества логопеда.

Чтобы заинтересовать ребенка занятиями, логопед слушает с ним радиопередачи, записи на магнитофоне или пластинках, обращает внимание заикающегося на выразительную речь окружающих людей и пр.

Подбирая темы для бесед с ребенком из художественной литературы, логопед должен учитывать, чтобы они носили и воспитывающий характер. Можно рекомендовать: К.Ушинского «Умей обождать», С.Михалкова «Щенок», Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца», В.Челинцева и Н.Емельянова «Окся-труженица» и др. Опора на положительные примеры тоже стимулирует ребенка к систематическим занятиям, а в трудных случаях помогает сохранять и укреплять надежду на благоприятный исход этих занятий.

На логопедических занятиях для стимуляции можно использовать записанную на магнитофоне речь детей до и после занятий. Контрасты между плохой речью в начале занятий и правильной свободной речью в конце являются весьма убедительными и порождают у детей желание научиться говорить хорошо. Для этой цели можно использовать выступления и инсценировки детей, успешно прошедших курс занятий. И еще следует помнить: если занятия разнообразны, не похожи одно на другое, если они строятся в увлекательной форме, заставлять ребенка заниматься не придется.

Однако, чтобы речевые занятия оказались эффективными, важно не только убедить, увлечь ребенка, но и в доступной форме определить для него конкретные задачи: что он должен делать на занятиях, чего добиваться, как должен говорить и держаться при этом; уже на первых занятиях ему объясняется, что такое правильная речь, от чего она зависит, что речь должна быть достаточно громкой, выразительной, богатой интонациями, живой, неторопливой, ясной по смыслу, последовательной по изложению. Важно уметь правильно держаться при разговоре (непринужденно, свободно, без лишних движений и суетливости).

Правильная, красивая речь достигается не одним занятием и даже не двумя-тремя — это результат ежедневной работы над своей речью и поведением, это постоянное наблюдение за речью окружающих, умение находить в них образцы для подражания.

Теперь мы подошли к очень тонкому и важному вопросу — необходимости с самих первых занятий добиваться успехов, осознаваемых ребенком. Ведь ничто так не побуждает к занятиям, как зримая их результативность. Успехи нужны для того, чтобы ребенок поверил, что он может говорить правильно, свободно, красиво. Особенное значение это имеет для тех детей, которые уже в известной мере ущемлены от сознания своей неполноценной речи. Успехи вдохновляют, порождают веру в себя, в свои силы, в авторитет руководителя.

Так как заикание проявляется неравномерно, в зависимости от целого ряда факторов, это его свойство может и должно быть использовано логопедом с первых дней занятий с заикающимся ребенком.

Если тщательно обследована его речь, определен уровень свободной речи, логопед может уже с первых дней почти безошибочно угадать, при каких формах речи, при каких условиях ребенок будет говорить свободно. А раз так, то не представляется затруднительным продемонстрировать заикающемуся ребенку, что он может говорить хорошо, правильно.

Напомним, что облегченными формами речи для заикающегося ребенка являются: сопряженная и отраженная речь, шепот, ответы на конкретные вопросы, стихи, пение, произношение отдельных звуков и слогов (гласных, сочетаний их с согласными), речь в спокойном состоянии, в привычной обстановке, с людьми знакомыми и приятными, описание простых и одновременно совершаемых движений. Используя эти формы речи, мы, с одной стороны, обращаем внимание ребенка на то, что он может говорить свободно, легко. Это необходимо для того, чтобы вытеснить представления о том, что он не может говорить, как все. С другой стороны, мы отрабатываем с ним необходимые качества правильной речи: громкость, выразительность, неторопливость, правильное оформление фразы, последовательность изложения мысли, умение уверенно и свободно держаться при разговоре и пр. И постоянная фиксация на успехах!

Зарождающемуся у ребенка чувству собственной неполноценности, ущемленности нужно противопоставить воспитание у него уверенности в своих силах и возможности говорить хорошо.

В задачу тренировочного периода входит овладение всеми ранее недоступными для ребенка формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на те знания, умения и навыки, которые он приобрел в первом периоде, ведется кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов: у одного — с ответов на вопросы, у другого — с отраженной речи, у третьего — с пересказа. Порог свободной речи у заикающихся зависит от сложности проявления заикания.

В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряженно-отраженной речи. Здесь ребенок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется еще и помощью взрослого в виде совместного с ним произнесения фразы. После того как и руководитель, и ребенок убеждаются, что все требования правильной речи хорошо и легко выполняются, руководитель отказывается от совместного проговаривания фраз с ребенком, предоставляя ему возможность уже самостоятельно копировать ее образец (отраженная речь).

На этапе сопряженно-отраженной речи можно использовать разные тексты: заученные наизусть (знакомая сказка, знакомые вопросы и ответы), отрепетированные вслух или мысленно подготовленные (малознакомая сказка, предварительно мысленное проговаривание ответа), незнакомые совсем (незнакомая сказка, рассказ). Здесь используется речь разной степени ритмичности: стихотворение, ритмизованная речь с движениями и без движений, разноритмичная речь.

Речевые занятия проводятся в кабинете или дома с логопедом или родителями. Усложнение речевых ситуаций в данном случае может происходить за счет изменения положения самого ребенка при ответе: речь в движении, стоя, сидя, со своего места, с выходом вперед, стоя на стуле и пр.

Условия усложняются, если на занятия приглашаются посторонние люди, сверстники, которые могут присутствовать молча или принимать участие в занятии.

Напомним еще раз, что весь этот период от сопряженной речи до ответов на конкретные вопросы обычно легко доступен ребенку. Именно потому мы обращаем здесь все внимание на его умение непринужденно держаться при разговоре, говорить громко, выразительно, неторопливо, последовательно, делать правильные логические паузы.

Если ребенок научился понимать, как он говорит (неторопливо или спешит, громко или тихо, выразительно или монотонно, спокоен или неспокоен в момент речевых упражнений), если он уже говорит свободно в сопряженно-отраженной речи, если он умеет исправить замеченный недостаток в своей речи или поведении, можно переходить к более сложным упражнениям.

Этап вопросо-ответной речи — следующий шаг в логопедической работе с ребенком. В это время ребенок постепенно освобождается от дублирования фраз по образцам, которые предлагают взрослые, и делает первые успехи в самостоятельном речевом общении.

Мы уже знаем, что на этом этапе особенно важно тщательно продумать свои вопросы, ведь именно они определяют степень помощи ребенку. Целесообразно начинать с отраженных ответов, когда взрослый задает вопрос, сам на него отвечает, а ребенок повторяет ответ. Затем следуют конкретные вопросы: кто сидит, стоит, бегает; что держит в руке, что надето на голове; какого цвета, сколько, у кого и т.д. После того как ребенок успешно справится с более легким заданием, содержание вопросов усложняется: что делает, зачем, почему и др. Такие вопросы потребуют от ребенка самостоятельных и развернутых ответов.

Так постепенно от коротких и конкретных ответов на вопросы он переходит к более сложным и обобщающим. Здесь ребенок учится, пользуясь ранее полученными образцами, самостоятельно строить сложные предложения. Поэтому его ответы на вопросы должны быть полными. Нельзя ограничиваться односложными ответами ребенка, ибо он тогда фактически лишается помощи руководителя (не использует конструкцию фразы) или необходимой тренировки правильной речи. При ответах ребенка логопед по-прежнему внимательно следит, чтобы он держался ненапряженно, не пользовался вспомогательными движениями, чтобы говорил громко, смело, выразительно, неторопливо, слитно.

Чтобы предупредить искусственность речевых упражнений, их следует проводить на самом разнообразном материале. Так, вопросы, которые задаются ребенку, должны быть тесно связаны с его повседневной жизнью. Это могут быть вопросы по предметным и сюжетным картинкам, по содержанию прочитанной сказки или рассказа или вопросы во время проведения игры: лото, домино и др.

Очень полезно сопровождать вопросами различные виды деятельности, которые используются на занятиях: наблюдения за окружающим, труд, лепка, рисование, конструирование, игры с игрушками и пр. Например. Сколько в нашей комнате окон? Какой цветок стоит на окне? Сколько раз в день его нужно поливать? Когда появляются листья на деревьях? Чем ты будешь подметать пол? Кого (что) ты сейчас рисуешь (лепишь)? И т.д.

Ответы ребенка вначале могут отражать его простые действия, несложные наблюдения, производимые в настоящее время (Я рисую дом. На столе ваза с яблоками). Затем в прошедшем времени о завершенном действии или сделанном наблюдении (Я ходил вчера с папой в зоопарк. Мы видели там носорога). И наконец, в будущем времени о предполагаемом действии (Мы пойдем сейчас в детский парк. Там меня ждут Таня и Вова. Мы будем играть в прятки).

В этом случае от конкретного осмысливания и передачи своих непосредственных наблюдений и действий ребенок переходит к отвлеченному мышлению, обобщающим выводам, описанию предполагаемых ситуаций и действий.

Разнообразные занятия не только делают их более интересными и привлекательными для детей, но (а это главное!) и помогают им переносить навыки правильной речи в свою повседневную жизнь. Поэтому логопед должен проводить занятия не только в кабинете, с одним коллективом детей, но и в присутствии их родителей и посторонних людей, и на прогулке. Безусловно, усложнять внешние условия занятий можно лишь после того, как мы убедимся, что ребенок на наши вопросы уже отвечает свободно, без запинок.

Следует вообще опасаться излишней торопливости в усложнении речевых упражнений на занятиях с заикающимся ребенком. Неоправданное нарушение их последовательности может вызвать у него пароксизмы заикания. А это, в свою очередь может лишить и взрослого, и ребенка уверенности в своих силах и надежды на результативность проводимых занятий.

А что делать, если на вопросы ребенок все-таки не смог свободно ответить?

Если он слегка запнулся, лучше попросить его снова повторить фразу, мотивируя свою просьбу тем, что ответ был недостаточно громко произнесен (или слишком быстро, или невыразительно, или ребенок вел себя неправильно). Как правило, ребенок повторит фразу свободно, ведь фактически это будет уже и отраженная фраза. Обязательно следует обратить внимание ребенка на то, что теперь он сказал хорошо.

Если же речевой спазм сильный и ребенок не смог сразу преодолеть его, целесообразно задать наводящий конкретный вопрос, который позволит ему изменить или упорядочить конструкцию фразы. Не поможет — логопед может осторожно подсказать ему ответ. В крайнем случае нужно произнести совместно с ним начало фразы или трудное слово.

Если подобная картина повторяется не один раз, значит, поторопились усложнить речевые упражнения для ребенка. Следует, видимо, еще некоторое время потренировать его на более легком материале: сопряженной или отраженной речи, ответах на конкретные вопросы.

Следовательно, при выборе речевых упражнений необходимо хорошо знать, в каких случаях (трудные звуки, начало фразы, обстановка) у ребенка могут проявляться речевые спазмы, чтобы уметь их предупредить или вовремя прийти на помощь. Показателем хорошо подготовленного и проведенного занятия с заикающимся ребенком служит полное отсутствие у него речевых судорог.

После того как ребенок научится свободно давать ответы на несложные вопросы на занятиях, можно использовать в тренировке его правильной речи различные пересказы и рассказы.

Соблюдая последовательность перехода от ответов на вопросы к пересказам и рассказам, логопед вначале предлагает ребенку самому составлять и произносить простые самостоятельные фразы по картинкам. Это делается, например, так: ребенок отвечает на вопросы по картинке: «Кто здесь нарисован? Сколько ног у курицы?» и др. Затем ему предлагается самому задавать подобные вопросы уже по новой картинке и отвечать на них.

От простых фраз можно перейти к более сложным, связанным по смыслу, а затем к пересказу хорошо знакомого текста (сказки, рассказа), малознакомого (недавно или только что услышанного), к описанию отдельных фактов из окружающей жизни, к рассказам о своей прогулке, экскурсии, занятиях и пр.

Таким образом, на этом этапе речевых занятий ребенок учится самостоятельно и свободно излагать материал, уже кем-то последовательно изложенный или являющийся описанием собственной деятельности или наблюдений.

Воспитание у ребенка умений и навыков не только свободно отвечать на вопросы, но и самому их задавать; затем свободно, без запинок уметь пересказать содержание какого-либо рассказа или сказки; самостоятельно построить свой рассказ по определенной теме — все это достигается логопедом с обязательным использованием приемов заучивания наизусть или предварительной репетицией ребенка на хорошо знакомом или, в заключение, на совсем незнакомом материале.

Соответственно усложнению форм речи усложняется и общественное окружение, и обстановка на занятиях. На занятия приглашаются не только близкие, но и малознакомые и даже незнакомые люди. Занятия проводятся не только в кабинете или дома, но и вне их. Вместе с логопедом ребенок выходит на улицу, в общественные места, где продолжается работа по закреплению у него навыков правильной речи.

Последовательность усложнения речевых ситуаций может выражаться в следующем: если первоначально заикающийся ребенок отвечал из разных положений (в движении, сидя, стоя и т.д.), то в дальнейшем в кабинете уже ведется подготовка к выходу на улицу, в общественные места. С ребенком репетируется предстоящая экскурсия: ему предлагается представить, что он находится на прогулке в парке. Логопед задает конкретные вопросы по воображаемым окружающим предметам или явлениям. Допустим, логопед говорит ребенку: «Ты видишь перед собой дом. Сколько у него этажей, какого цвета крыша, какой цветок растет на клумбе, кто сидит на скамейке, кто играет в мяч, кто сидит на ветке, какая сегодня погода?» В дальнейшем эти вопросы усложняются, доходят до пересказов, рассказов об увиденном, услышанном или сделанном и, наконец, до беседы.

После того, как речевой материал отрепетирован в кабинете или дома, совершается экскурсия, на которой ребенку задаются те же самые вопросы. В дальнейшем диапазон этих вопросов расширяется, но предварительно репетируется. Подобные занятия вне кабинета целесообразно проводить вначале в тихих уголках. После того, как логопед убедился, что ребенок говорит правильно наедине с ним, можно переводить эти занятия в более людные места.

От прогулок по скверам можно перейти к прогулкам по улицам, экскурсиям в магазины (лучше начинать с книжных магазинов, где более спокойная обстановка), а затем на почту, в зоопарк и т.д. Ребенок должен научиться в процессе таких занятий вне кабинета спокойно реагировать на окружающую обстановку, не стесняться и правильно отвечать на вопросы логопеда, своих сверстников и сам правильно задавать вопросы. Занятия вне кабинета имеют большое значение для формирования правильной речи у заикающихся детей. Недооценка этих занятий обычно приводит к тому, что ребенок в кабинете, т.е. в привычных для него условиях, может говорить уже совершенно свободно, а вне кабинета в его речи наблюдаются запинки.

В задачу закрепительного периода входит автоматизация приобретенных ребенком правильных навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. В этот же период в логопедической работе предусматривается также постепенное уменьшение числа логопедических занятий с ребенком, постепенная передача его под контроль родителей и самонаблюдения.

Названные задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи. Спонтанная (самопроизвольная) речь возникает у ребенка под влиянием внутренних побуждений. Обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями — все это разные формы спонтанной речи.

Своеобразие речевых занятий этого периода заключается в том, что помощь ребенку со стороны взрослых сводится в основном к контролю за его самостоятельным речевым общением: напомнить, как нужно правильно говорить, вести себя при этом, поощрить его хорошую речь.

В этом отношении небезынтересно сравнить меняющийся характер помощи ребенку со стороны логопеда на протяжении всех речевых занятий с ним. Первоначально, как мы видели, это образцы правильной фразы, которую ребенок усваивает с помощью логопеда и от которой он постепенно отказывается (сопряженная и отраженная речь, ответы на вопросы). Затем он свободно излагает уже развернутые тексты, обращения, сначала также по образцам, а после и без них (пересказ, рассказ). И наконец, он учится с помощью логопеда, а затем самостоятельно выбирать уже сам темы разговоров и самостоятельно следит за правильностью своей спонтанной речи.

Постепенно меняется степень участия руководителя в речевых занятиях с заикающимся ребенком. На первых этапах больше говорит руководитель (объясняет, убеждает, демонстрирует образцы правильной речи, анализирует и исправляет ошибки в речи ребенка и т.д.). На последних этапах картина резко меняется: ребенок уже многое знает, многое умеет, он научился пересказывать, составлять рассказы, участвует в беседах; он уже сам исправляет свои ошибки, сам может проводить занятия. Поэтому роль логопеда здесь сводится только к тому, чтобы правильно выбрать тему речевого занятия, направлять его ход и контролировать речевую деятельность ребенка.

Занятия постепенно приобретают характер бесед о проведенном дне, прослушанной сказке, увиденной телепередаче и пр. Осторожно направляя разговор в нужное русло, логопед дает возможность ребенку самостоятельно и эмоционально передать свои мысли и чувства. Но при этом нельзя забывать о необходимости говорить правильно. Чем занимался, что видел интересное, узнал, понравилась ли новая сказка, чем именно, обсуждение поступков ее действующих лиц, как сам ребенок разговаривал и вел себя днем — вот далеко не полный перечень тем и вопросов, которые могут быть предметом обсуждения на таких занятиях.
Очень полезно на занятиях меняться ролями с ребенком, т.е. поручать ему задавать вопросы, следить за речью других детей и делать замечания.

Здесь широко используются импровизированные игры, обыгрывающие ситуации повседневной жизни: «Гости и хозяева», «За столом», «На приеме у врача», «Магазин», «Мама и дочка» и др. Полезно с ребенком разыграть сюжет известной ему сказки. Например, он выступает в роли Красной шапочки, а взрослые или друзья-сверстники — Серого волка, бабушка. Хорошо предварительно заготовить маски, костюмы. Дети охотно участвуют в этих эмоциональных играх. Важно проследить, чтобы они не забывали говорить правильно.

Выступление в роли литературных персонажей, декламация стихотворений, мелодекламация, пение песен — все это имеет серьезное значение в коррекционной работе. Ведь обычно такие дети лишены возможности принимать активное участие в праздничных утренниках. И нередко это их травмирует, заставляет чувствовать свою неполноценность, лишает обычных детских радостей.

Подготовка художественного выступления ребенка может проводиться в такой последовательности: сначала репетиция вдвоем с логопедом, затем с привлечением друзей-сверстников или взрослых, выступление в логопедическом кабинете, на семейном празднике с приглашением гостей и выступление в детском саду.

В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей направляется на то, как ребенок говорит вне занятий. Поэтому не следует упускать возможностей поправить его, когда это нужно, в разговоре на прогулке, дома, при подготовке к обеду, при проведении утреннего туалета и т.д.

Реализацию дидактического принципа систематичности и последовательности в организации логопедических занятий с заикающимися можно увидеть не только в системе следующих друг за другом периодов, составляющих целостный курс, но и в отдельно взятом занятии.

Принцип последовательности в каждом логопедическом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: в подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть логопедического занятия содержит упражнения, включающие элементы организации детского коллектива, беседы психотерапевтического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на предыдущем занятии речевого материала. Основной целью подготовительной части, таким образом, является подготовка ребенка к предстоящей работе, установка на предстоящее занятие, повторение и закрепление знакомых речевых упражнений, проводимых на предыдущем занятии.

Основная часть занятия содержит обязательно какой-то новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся. Цель этой части логопедического занятия — выработка или тренировка навыков правильной речи и поведения у детей при использовании нового или усложненного вида речевой деятельности или ситуации.

В заключение занятия логопед дает тренировочные упражнения для закрепления нового материала, а также подводит итоги работы детей на занятии, обращает внимание на их достижения и успехи на этом занятии, дает советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедических занятий.

Такое построение каждого логопедического занятия позволяет увидеть его в ряду других, составляющих единую последовательную цепь направленного и системного коррекционно-воспитательного воздействия на заикающегося ребенка. Каждое занятие, таким образом, является связующим звеном между предыдущим (успехи которого закрепляются в настоящем занятии) и последующим (которое будет построено на основе настоящего). Систематичность и последовательность логопедических занятий обеспечивает прочность воспитываемых навыков правильной речи и поведения у заикающихся детей.

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

читать дальше

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

читать дальше

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

читать дальше >>

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Речевая тревога и страх речи.

Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка подробнее...

Предварительная подготовка и начало общения. Проблема контакта

Многие считают, что общение начинается со знакомства, приветствия. Но никакого знакомства не произойдет, если человек не будет к нему готов. Без потребности в другом человеке, без определенного подробнее...

М. Е. Шуберт. "К психопатологии, клинике и лечению заикания". 1928 г.

Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие большой склонности к накоплению подробнее...

Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях

Предлагаемые схемы занятий обозначают основные этапы последовательной логопедической работы. Не подменяя творческой работы логопеда, они являются отражением единых требований для всех подробнее...

И. И. Тартаковский. "Психология заикания и коллективная психотерапия". 1934 г.

Психоневроз речи - заикание Невроз речи - заикание - по своему характеру относится к группе психоневрозов, известных под именем психостении. При заикании преобладает: психическая подавленность, подробнее...