Организация логопедической помощи детям в России


В нашей стране помощь заикающимся детям оказывается в специализированных кабинетах или учреждениях в системах здравоохранения и народного образования.

В первом случае эту работу проводят логопедические кабинеты при детских поликлиниках, специализированные стационары при психоневрологических диспансерах, полустационары, ясли, сезонные и постоянно действующие санатории. В системе народного образования помощь заикающимся детям оказывается в специальных детских садах или спецгруппах при массовых детских садах, на логопедических пунктах при массовых школах и в специальных речевых школах.

В вышеназванные учреждения заикающийся ребенок или регулярно ходит на специальные занятия 2—3 раза в неделю (амбулаторные условия), или поступает на определенный срок под постоянное наблюдение специалистов, которые и оказывают на него необходимое лечебно-педагогическое воздействие (стационарные условия).

Достоинством амбулаторных условий является то, что заикающиеся дети на время лечения не отрываются от привычного социального окружения. Отсюда у них появляется возможность переносить навыки, приобретенные в кабинете, в свою повседневную жизнь. Кроме того (а это важно), дети-учащиеся продолжают обучение в школе. Регулярные занятия со специалистом позволяют планомерно и правильно работать по коррекции речи и поведения заикающегося ребенка. Задачами каждого занятия в кабинете являются: контроль за состоянием речи ребенка в данное время, выбор и отработка определенных новых упражнений для его речи и поведения, задания для самостоятельной работы.

Родители, присутствующие на занятиях, непосредственные участники этих занятий. Здесь они учатся правильному подходу к своему ребенку, овладевают приемами исправления его речи, получают необходимые консультации. Все это способствует выработке единого и правильного подхода к ребенку и в кабинете, и в семье.

Наряду с этим амбулаторные условия для лечения заикания имеют и целый ряд недостатков, отрицательно влияющих на эффективность лечения. Особенно это относится к детям-учащимся. Ребенок посещает логопедические занятия во внеучебное время, за счет своего отдыха. Из практики известно, что эти дети нередко посещают еще или музыкальную,, или спортивную школу. К тому же они должны найти время для участия во внеклассной работе и для выполнения дома школьных заданий.

Логопед Л.Г.Парамонова, специально изучавшая эффективность комплексного метода лечения заикающихся детей в условиях школьного логопедического пункта, сделала ряд наблюдений, касающихся недостатков амбулаторных условий. К ним относятся: недостаточный контакт с врачами, занятость родителей ребенка, неспособных поэтому обеспечить должный режим его дня, питания, занятий, контроль за его речью. В ряде случаев автор отмечала неблагоприятную семейную обстановку, недостатки жилищных условий.

Сделанные наблюдения позволили Л.Г.Парамоновой заключить, что в амбулаторных условиях дети-школьники часто не дают заметных улучшений речи. Таким образом, эти занятия приносят им только лишнюю травму или неуверенность в возможности излечения от заикания.

Наблюдения последних лет, полученные в результате изучения эффективности лечения заикания в амбулаторных и стационарных условиях, позволяют говорить о значительном преимуществе последних.

По нашим наблюдениям, лучшим результатом лечения заикающихся детей в стационарных условиях является, с одной стороны, изоляция детей в стационаре от бытовых, нередко неблагоприятных условий , возможность спокойного и ровного поведения, целенаправленность всех действий, твердый режим дня. С другой стороны, постоянное наблюдение медицинского и педагогического персонала за детьми позволяет усилить комплексное воздействие на каждого из них. В стационаре оказывается возможным создание для детей речевого режима, расширение рамок психотерапии, медикаментозного и физиолечения, снотерапии.

Стационарные условия в лечении заикающихся детей и подростков по-разному выражены в системах народного образования и здравоохранения. В первом случае делаются попытки оказания помощи детям в специальных речевых детских садах, школах-интернатах. Здесь они совмещают обучение по программе массового детсада или школы с логопедическими занятиями.

В речевые детские сады принимаются заикающиеся дети с двух лет. Логопед проводит с ними ежедневные занятия, результаты которых должны закрепляться воспитателями в процессе воспитания и обучения их по программе дошкольных учреждений общего типа.

В речевой школе полагается специальное отделение для заикающихся детей. Программа начальных классов здесь должна быть пройдена за 5 лет (один год на коррекцию речи), а в последующие четыре — год в год. От массовой школы это отделение отличает также частичное изменение учебного плана (введены логопедические занятия, ритмика, увеличено количество часов на русский язык и пр.), изменение продолжительности урока в 1 классе (30 минут вместо 45), меньшее число учеников в классе, наличие в штате медицинского персонала: психоневролога, педиатра, инструктора по ЛФК, медицинской сестры.

Большое распространение в настоящее время имеет организация помощи заикающимся детям в условиях медицинских стационаров, открываемых специальных отделений при детских больницах или диспансерах. Основным привлекающим свойством этой формы помощи является возможность максимально использовать лечебное воздействие на заикающегося ребенка в целом. Всестороннее изучение его, широкий выбор медицинских средств в сочетании с логопедическими приемами позволяют создавать на практике необходимый для преодоления заикания лечебно-педагогический комплекс.

Лечение детей в логопедическом стационаре в среднем 3—4 месяца. В течение этого времени они ежедневно получают соответствующее лечение и под наблюдением логопеда и персонала проводят речевые занятия. Кроме того, во время лечения дети школьного возраста самостоятельно и с помощью логопеда и воспитателей занимаются в соответствии со школьной программой. Безусловно, объем и качество пройденного таким образом учебного материала не отвечают в достаточной степени требованиям этой программы. Но тем не менее учебные занятия в стационаре (помимо того, что помогают проводить закрепление правильной речи и поведения детей на близком им материале) в известной мере позволяют сократить лечащимся детям разрыв в знаниях по сравнению со сверстниками.

Сравнивая два типа стационарных условий для заикающихся детей (школы-интерната и медицинского стационара), мы видим существенные различия не только в самой форме этих учреждений, но и в принципиальном подходе к решению основной задачи — избавления ребенка от заикания. В школе-интернате эту задачу пытаются решить, несколько видоизменив школьную программу обучения. В медицинском стационаре основным является лечебно-педагогический комплекс мероприятий, направленный на оздоровление и лечение организма заикающегося ребенка, его нервной системы, психики и, в частности, речевой функции. Использование школьной программы также имеет место, но она не имеет при этом основного значения.

В последние годы в нашей стране развернулась сравнительно широкая организация сезонных (летних) логопедических санаториев и пионерских лагерей санаторного типа для заикающихся детей. Их достоинством является сравнительная простота организации (в нашей стране организуются летом тысячи оздоровительных лагерей для детей) и то обстоятельство, что заикающиеся школьники во время лечения не отрываются от обучения в школах и совмещают свое лечение с отдыхом. Здесь имеется возможность широко использовать в лечении нервно и соматически ослабленных детей климатические и природные факторы.

Знакомство с работой летних специализированных санаториев и оздоровительных лагерей санаторного типа показывает, что в первом случае делаются попытки организовать комплексное лечение детей с любыми формами заикания. Во втором случае в силу особенностей структуры оздоровительного лагеря (отсутствие необходимого числа специалистов и медицинской оснащенности) нет достаточных возможностей для комплексного лечения выраженных случаев заикания. Поэтому перед персоналом этих лагерей стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Если показанием для лечения в сезонных санаториях служит наличие у детей заикания в различной степени, вплоть до самой сложной, а также заикания в совокупности с другими нетяжелыми дефектами речи, то в оздоровительные лагеря направляются дети: 1) после проведенного курса лечения заикания в специализированных кабинетах или стационарах; 2) с легкими формами заикания; 3) с другими формами расстройств плавности и темпа речи (задержавшиеся физиологические запинки, баттаризм, тахилалия, брадилалия) и с другими нарушениями речи.

Противопоказаниями для направления в оздоровительные лагеря для заикающихся детей служат: 1) заикание средней и выраженной степени, а также осложненное другими дефектами речи, 2) резкие расстройства слуха; 3) расстройства речи центрального происхождения (алалии, афазии, сложные формы дезартрии; 4) противопоказания для обычных детских оздоровительных учреждений (кожные инфекционные заболевания, органические поражения нервной системы, недержание мочи и др.).

Из сказанного выше видно, что, несмотря на схожесть двух форм организации летней работы с заикающимися детьми, они имеют некоторое различие как в самой форме организации, так и в основных задачах, стоящих перед ними. Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей не только не исключают, а скорее дополняют друг друга.

Таким образом, в нашей стране для заикающихся детей организована разнообразная система специализированных кабинетов и учреждений. (Конкретные адреса таких кабинетов и учреждений имеются в каждом областном или городском отделах здравоохранения и народного образования.)

Какой тип специализированного учреждения выбрать для лечения заикающегося ребенка, специалист решает, исходя в каждом конкретном случае из сложности заикания, возраста ребенка, условий, в которых он живет, отдаленности его места жительства и, наконец, из специфики самого логопедического учреждения. Опыт убеждает, что нет необходимости в каждом случае стремиться только в медицинский стационар, речевой детский сад или школу-интернат. Нередко амбулаторные условия оказываются достаточными для устранения заикания у детей, особенно младшего возраста.

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

читать дальше

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

читать дальше

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

читать дальше >>

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Самомассаж в устранении заикания

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

читать дальше >>

Страха нет!

Здравствуйте, посетители сайта!  Я – Полина. Хочу поделиться своей оптимистичной историей, думаю, она кому-нибудь обязательно подробнее...

Джон Харрисон. Переосмысление заикания. John Harrison. Redefining Stuttering.

Джон Харрисон. Переосмысление заикания. Заикание у Джона Харрисона было диагностировано в возрасте 3 лет. С пятилетнего возраста начались попытки лечения курсами логопедии, которые не приносили подробнее...

Коррекция заикания

Способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки Здесь излагается одна из наиболее важных составных частей разработанной нами методики, подробнее...

Коммуникативные качества речи

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения. Главными подробнее...

История Кэндейс Вебстер

Когда я села писать, труднее всего было выбрать название. Я не сомневалась насчет того, что хочу сказать, но не могла решить, как озаглавить свою историю. Перебирала разные заголовки: Заикание и я, подробнее...