Методика М.И.Лохова

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модератор: Inkognito

пушкин
пушкин
Репутация: 3
Лояльность: 2
Сообщения: 174
С нами: 6 лет 8 месяцев

Сообщение #721 пушкин » 17.07.2017, 16:41

holdas писал(а):Фенотропил оказывает широкий спектр эффектов – противосудорожное и транквилизирующее действие сочетается со стимулирующим,

это помойка а не лекарство вообще :lol: смехотворная ерунда :lol: - выпей крепкого кофе вот тебе и фенотропил за 1.000 р. :roll:

Добавлено спустя 4 минуты 37 секунд:
El Boogerman писал(а):излечено несколько тысяч больных тяжелыми формами заикания

нет ясного ответа на вопрос чем излечено ?
вот что такое доказательная медицина берем 25 чел - делим на 2 группу одни пьют клоназепам - другие мел под видом клонозепама :D через 10 дней смотрим в какой группе больше улучшений - сами группы не знают какая из них что пьёт мел или клоназепам :roll:

в медицине ВООБЩЕ нет таково явления как полное излечение -за что не возьмись ничего окончательно неизлечимо ( эпилепсия -шизофрения - рак - диабет и т.д. ) НО возможно очень значительное улучшение состояния человека с разными болезнями :roll: банальный пример -эпилепсия - пьёт клоназепам - сознания не вырубается - судорог по всему телу НЕТ 8) - жизнь стала значительно легче чем до него :roll:

МИЛ
МИЛ
Репутация: 423
Лояльность: 0
Сообщения: 117
С нами: 13 лет 10 месяцев

Сообщение #722 МИЛ » 18.07.2017, 12:50

Всем привет! Давно не общался, но иногда почитываю, что пишут. Это часто наводит на неприятные мысли. Итак, по поводу последних высказываний. Полное излечение (так, чтобы и не вспоминал больше в жизни) бывает только у детей в возрасте до 7-9 лет (если, конечно, родители не дебилы и соблюдают данные им рекомендации в течение примерно года после окончания курса лечения). Моя статистика около 4000 больных детей. Необходимо отметить, что я провожу тщательный отбор: тестирую родителей по ряду тестов, беседую с ними в течении 30-40 мин, и т.п. По данным этого экспресс-обследования более 50% мам сами требуют лечения, что мы им и советуем сделать перед тем, как берем ребенка в группу. В экстренных случаях (например, ребенок с мамой прилетели из г. Владивосток) проводим параллельное лечение мамы и ребенка, с неплохими результатами (правда таких пар было не более 30).
У взрослых, к сожалению, память о болезни полностью стереть не удается, разве что в случаях очень гипнабельных личностей, что само по себе встречается не очень редко (примерно в 25% всех больных). В таких случаях человек во многих отношениях становится другой личностью и напрочь забывает о своем недуге. Но, каким бы ни был человек, главное - его работоспособность и целенаправленное стремление избавиться от заикания. Вся фармакология служит только неким фоном, сценой, на которой проводится терапия. Напоминаю, что методика использует пантогам и глицин в качестве добавок к первичным аминокислотам, производимым самим мозгом, что позволяет включать в работу дополнительные (резервные) нервные клетки мозга. Но они именно резервные, а не речевые. Чтобы сделать (научить) их речевыми, необходимо говорить по слогам, т.е. именно так, как и начинает работать над речью сам мозг, в процессе развития. Без такой работы прием этих препаратов может в некоторой степени улучшить работу мозга, но вряд ли повлияет на речь.
Таким образом, в течение 40 лет выработалась определенная методика лечения заикания, в которой применение фармакологических препаратов служит лишь некоторым фоном, облегчающим работу над речью, но ни в коем случае её не исключающим. Все эти бредни о золотой таблетке, выпив которую человек перестанет заикаться, так и остаются до сих пор несбыточной мечтой для лентяев и психически неуравновешенных личностей. В конце концов, я встречал немало людей, которые при приеме некоторого количества водки вдруг совершенно переставали заикаться, что не мешало им протрезвев заикаться с новой силой. Так что "оставь надежду всяк идущий" этим неправильным путем. Только формирование новой речи естественным путем, т.е. так, как она формировалась у ребенка, позволяет устранить заикание у взрослого, и полностью устранить его у ребенка до 7-9 лет.
И ещё один вопрос, на который я не успел ответить. Методика йоги и мантр совершенно не связана с вашими религиозными вопросами. Эти упражнения надо рассматривать как любую физическую гимнастику, но более направленную на мозговую деятельность. Возможно, что глубокая медитация на мантрах дает больший эффект, чем простое их использование, но человеку европейского склада невозможно полностью освоить эти практики, так как ими надо заниматься с самого раннего детства, и иметь, по моему убеждению, соответствующие гены.
Вот пока кажется и всё. Искренне Ваш, МИЛ.
"Щит и ограждение - истина его" Псал. 90.

Странник
Странник
Репутация: 955
Лояльность: 1310
Сообщения: 4599
С нами: 14 лет 9 месяцев
Откуда: Екатеринбург

Сообщение #723 Странник » 19.07.2017, 16:22

Михаил Иванович, с возвращением и спасибо за интересный и исчерпывающий пост. Михаил Иванович, многие хотят заниматься по вашей методике и спрашивают об этом.
Если вы сейчас сами не ведете приемы, то неужели по методике Лохова М.И. никто больше не лечит?

nataly367
nataly367
Репутация: 175
Лояльность: 662
Сообщения: 700
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: Воронеж

Сообщение #724 nataly367 » 19.07.2017, 22:03

Слоговая речь. Нет

Я слышала человека после этой методики. Он или по слогам, или заикается. Но на нормальную речь не смог перепрыгнуть.

Я слышала его в процессе другого метода. Но он уходил на слоговую. Не знаю, как дальше у него было
Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно.

Artem M
Artem M
Репутация: 28
Лояльность: 30
Сообщения: 185
С нами: 17 лет 8 месяцев
Откуда: St. Petersbug

Сообщение #725 Artem » 20.07.2017, 10:22

nataly367, У каждого по разному. Вот у меня, к примеру, получается. Во время занятия с метрономом идет процесс ритмизации головного мозга, а не просто "слоговая речь". Если я устанавливаю этот ритм, мне и в реальной жизни говорить легко, даже если я не контролирую речь.

nataly367
nataly367
Репутация: 175
Лояльность: 662
Сообщения: 700
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: Воронеж

Сообщение #726 nataly367 » 20.07.2017, 10:31

Artem писал(а):nataly367, У каждого по разному. Вот у меня, к примеру, получается.
Ну может. Если кому-то помогает, то хорошо. Мне со стороны не понравилось
Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно.

holdas
Аватара
holdas
Репутация: 372
Лояльность: 1220
Сообщения: 1076
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #727 holdas » 21.07.2017, 21:06

nataly367, метроном представляет собой инструмент, который можно использовать здесь и сейчас с вероятностью отсутствия заикания близкой к 100%. Не всякая методика даст гарантию работоспособности техники в случайной стрессовой ситуации, заикающийся будет метаться в состоянии "получится" "неполучится".

holdas
Аватара
holdas
Репутация: 372
Лояльность: 1220
Сообщения: 1076
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #728 holdas » 30.08.2017, 12:56

Изображение

Михаил Иванович, А что вы можете сказать про такой препарат как Пирацетам? Психиатры добавляют его к курсу пантогама, поскольку он компенсирует успокаивающее действие пантогама. Не повредит терапии данный ноотроп? (помимо базовых пантогам + глицин + новопассит + пустырник).

Есть соблазн добавить еще Фенебут или Фенотропил. Вам не выпадал шанс использовать эти препараты при лечении заикания для закрепления речи?

Также в американском интернет магазине можно купить такие ноотропы, которые не продаются в России:
Прамирацетам, 5-гидрокситриптофан, Альфа-глицерофосфохолин, 1,3-диметиламиламин (DMAA)
ноотропы на любой вкус..

МИЛ
МИЛ
Репутация: 423
Лояльность: 0
Сообщения: 117
С нами: 13 лет 10 месяцев

Сообщение #729 МИЛ » 01.09.2017, 07:14

Всем привет! Особая благодарность Страннику за теплые слова. Да, к сожалению учеников нет. Я об этом писал в одном из постов от 19.04.2015. Полный курс прошли только Ретюнский К.Ю. и Фесенко Ю.А. Оба уже большие начальники, хотя по моим сведениям, Ретюнский и сейчас занимается лечением заикания у взрослых больных. Людей, желающих освоить методику, приходило много. Особенно в конце 80-х и начале 90-х годов, когда меня показали по телевидению - очень модному тогда нашему пятому-каналу. Снимали около часа весь процесс лечения в детской группе. В ней были очень не ординарные дети. Как сейчас помню двух девочек-близняшек, которые потом эмигрировали вместе с родителями в Канаду. Обе были очень талантливые: одна писала стихи, а другая прекрасно рисовала. Им было по 6 лет. Передача получилась хорошая. Запись просили из московского "Знания", но ввиду дефицита пленки, её через два дня стёрли. Но и пятого канала хватило с избытком. Народ так и попер валом. В основном логопеды, но и медики были. У всех первый вопрос: сколько я буду получать. Через год вал схлынул не оставив после себя ни одного сколь нибудь значимого человека. Может быть требования у меня были слишком высокие? Но здесь иначе нельзя, ведь с детьми имеем дело, а главное - с их родителями, по большей части тоже больными и требующими жесткого подхода.
Теперь, что касается ноотропов. Так как я начинал в середине 80-х с лечения детей, то конечно попробовал ноотропил, который тогда был в большой моде. Однако по сравнению с пантогамом действовал более жестко, в ряде случаев вызывал перевозбуждение (а эти дети в большинстве своем и так гиперактивны), и я вынужден был от него отказаться. Так вот и получилась эта триада, которую я потом без особых изменения перенес на взрослых. Конечно, сейчас куча других препаратов того же класса, но при успешном лечении больных, особенно детей, не до экспериментов. Результаты есть и как говорится от добра добра не ищут. Хотя, конечно, индивидуальный подход никто не исключает, но для этого должны быть веские основания.
Вот вроде бы и всё. Спрашивайте, всегда рад ответить в меру своих знаний. Искренне Ваш, МИЛ.

Добавлено спустя 29 минут 2 секунды:
Да, забыл про Фенибут. Как показывает практика, несмотря на рекомендации а справочниках, на речь у детей этот препарат влияния вообще не оказывает. Зато весьма эффективен при нарушениях сна, особенно у взрослых, так как воздействует на отвечающие за сон структуры мозга. Все, даже самые новомодные снотворные, дают поверхностный сон, точнее, некое сноподобное состояние, ни в коей мере не заменяющее полноценный сон во всех его стадиях. А вот фенибут обладает таким действием и вызывает полноценный сон. Поэтому 0,5-1 таблетка для взрослых на ночь и спите как младенец в буквальном смысле этого слова.
Фенотропил - это тоже совершенно не о том, хотя его и применяют при лечении заикания у взрослых. Я его не использовал, так как "хвосты" его последействия плохо исследованы и по моим данным часто приводят к шизоподобным состояниям (как, кстати, и чрезмерная дозировка клоназепама). В краткосрочной перспективе это выглядит достаточно эффектно, но долгосрочные последствия весьма плачевны. Кроме того, наступает привыкание (как к некоторым наркотическим средствам), от которого потом трудно избавиться.
Вообщем, чем меньше препаратов, тем лучше. Надо уповать на собственную волю и упорство, как в спорте, а всякие медицинские препараты должны играть сугубо вспомогательное значение, хотя без них иногда трудно обойтись. В любом случае, время применения фармакологии должно быть строго ограничено и находиться под строгим медицинским контролем.
Вот вроде бы всё. Ваш МИЛ
"Щит и ограждение - истина его" Псал. 90.

Странник
Странник
Репутация: 955
Лояльность: 1310
Сообщения: 4599
С нами: 14 лет 9 месяцев
Откуда: Екатеринбург

Сообщение #730 Странник » 07.09.2017, 15:39

Михаил Иванович, спасибо вам за бесценные разъяснения.
Накопилось еще много вопросов, да и не только у меня.
Первый.
Тут люди не понимают, что такое так называемые "речевые клетки " и якобы их существование не доказано. Поясните и обьясните пожалуйста.
Насколько я понимаю, это нейроны, которые находятся в головном мозге человека, в отделе, ответственном за речь человека, где происходит механизм произнесения слов.
Ведь существование отделов и различных зон головного мозга доказано. А нейроны находятся в каждом отделе или зоне мозга.
Второй.
Вот пишите, что можно излечиться от заикания и без помощи фармподдержки, но очень тяжело.
Михаил Иванович, но ведь вы сами лично добились успеха в этой проблеме и без поддержки фармакологии.
Значит нужно только упорство, терпение и мотивация. И каждодневные тренировки?

Добавлено спустя 6 минут 12 секунд:
Да еще, как вы относитесь к профессору д.б.н. Савельеву С.В., который изучает строение и функциональность
человеческого мозга?
Cавельева С.В. как то спросили про заикание, на что он кратко просто ответил, что это неправильная работа мозга. И все больше никаких комментарий с его стороны по этому поводу...

holdas
Аватара
holdas
Репутация: 372
Лояльность: 1220
Сообщения: 1076
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #731 holdas » 08.09.2017, 21:10

Михаил Иванович, Большое спасибо! Это максимально исчерпывающий ответ на вопросы по ноотропам. Теперь никаких сомнений нет,нужно ли еще что-то принимать помимо базовой схемы или нет.
Поддержу вопрос Странника, про избавление от заикания без фармподдержки. Вы писали, что приобрели уверенность в речи во время проведения лекций по восточной медицине. Хотелось бы узнать, как ваша речь улучшалась, вы использовали по началу метроном во время лекций, а потом как-то переходили на быстрый слог? Или к этому периоду становления нормальной речи метроном имел только косвенное значение.

Как бы странным не казалось, получается риторический вопрос, что первичнее метроном или уверенность (яйцо или курица).

МИЛ
МИЛ
Репутация: 423
Лояльность: 0
Сообщения: 117
С нами: 13 лет 10 месяцев

Сообщение #732 МИЛ » 10.09.2017, 11:55

Всем привет! Попытаюсь ответить на вопросы. При помощи специальной компьютерной программы, ещё в середине 80-х годов нами показана связь между структурами коры головного мозга у относительно здорового человека, и человека, страдающего заиканием. Эта компьютерная схема приведена практически во всех моих книгах. Сейчас ЭЭГ каждого человека (взрослого или ребенка), проходящего у нас обследование, обрабатывается по этой программе, в результате чего получается визуальная картинка, позволяющая реально определить степень нарушения взаимодействия между структурами головного мозга по сравнению с условной нормой, и на основании этого рекомендовать терапию. В том числе теми или иными фармакологическими препаратами.
Что касается меня самого. Да, я не применял никаких фармакологических препаратов. Но я несколько лет ходил на занятия к Л.З.Андроновой, куда меня направил К.М.Дубровский в 1964 году. Это были скорее дружеские встречи, в ходе которых мы обсуждали разные аспекты слоговой методики лечения заикания, но в силу своего могучего гипнотического таланта, Лия Зиновьевна несомненно оказывала на меня большое психологическое влияние. Я тогда работал в ОКБ знаменитого конструктора Н.Кузнецова - создавали знаменитую даже сейчас серию ракетных движков НК 32, 33 и т.д., чтобы лететь на Луну, поэтому при помощи друзей, мне не сложно было сделать портативный электронный метроном, и я начал пользоваться им с 1966 года. Массово тогда таких метрономов сделать было невозможно, и Андронова постепенно перешла на "пальчиковый" метод. Но, ещё раз подчеркиваю, её мощное психологическое влияние на мою личность и на мою речь остается для меня несомненным.
Первые лекции в обществе Знание я начал читать в 1984 году. До этого пару раз выступал с описанием слоговой методики перед логопедами Ленинграда, в том числе и в знаменитом Институте уха-горла-речи, в котором в 1956 году проходил двухмесячный курс лечения (без ощутимого успеха), тоже без какого-либо результата. Из общения с логопедами я вынес твердое убеждение о совершенной бесперспективности традиционных методов лечения заикания, и остаюсь при этом мнении до сих пор.
Помню, что на первой лекции было очень трудно, даже не в отношении самой речи, а с шумом. Лекция проходила в действующем цехе ткацкой фабрики. Часть станков конечно выключили, но оставшаяся часть создавала такой сильный уровень шума, что мне приходилось в буквальном смысле кричать. Содержанием лекций я был увлечен, никогда не читал по записям (да их у меня и не было - только план) и в ходе речи в буквальном смысле слова забывал о своем недостатке, о трудных словах, запинках, и даже о самих слушателях, которые для меня были неким уровнем шума в зале, по которому я судил о его настроении и степени заинтересованности. Через год на мои лекции была очередь на несколько месяцев вперед, и я мог выбирать, куда мне ехать и перед кем выступать, хотя никогда этим особо не злоупотреблял и не делал разницы между рабочими ЛМЗ или аудиторией престижного ВУЗа.
Считаю, что эти лекции и выступления (а длились они иногда 4-5 часов из-за многочисленных вопросов слушателей) дали мне очень много для укрепления и становления нормальной речи, а также уверенности практически при любых обстоятельствах. Параллельно с лекциями я начал вести группы по лечению детей, больных заиканием (с 1985 года), сначала в логопедических группах обычных детских садов (вместе с логопедом, который при этом присутствовал, но не мешал, за что я ему до сих пор благодарен), затем в специально созданных группах (тоже организованных не мной), и наконец в ИЭМ АМН СССР, где работал до недавнего времени, пока меня "по возрасту" не ушли на пенсию. Сейчас заинтересованные люди просят опять вернуться "в профессию" - пока думаю. Конечно, хочется найти продолжателя дела, но это судьба и так просто не бывает. Хотя методика даже в компьютерном плане отлажена, здесь ещё нужна личность, а её непросто найти. Вернее, она сама должна меня найти.
Вот вроде бы всё. Извините за некоторое многословия, но без этого трудно объяснить. Искренне Ваш, МИЛ.

Да, что первичнее - метроном или уверенность. Впервые я протестировал метроном на проходной секретного предприятия в 1966 году. Там надо было называть семизначный номер пропуска и свою фамилию, что для меня всегда было проблемой. Стоишь в секции пропускной кабины перед окошком с охраной. Жара 40 градусов (дело было на Юге). Охрана тебя давно знает, но им скучно и лишнее развлечение смотреть, как инженер- конструктор пытается выдавить из себя номер пропуска. Так вот, с метрономом я без малейшей запинки назвал сразу этот злополучный номер и свою фамилию, чем ввел охрану в шок. Судите сами, что первично - курица или яйцо.
Лекции читал конечно без метронома, но на энтузиазме, что действует не хуже метронома и гипноза.
Доктора Савельева не знаю, но полностью с ним согласен, и даже доказал это теоретически, что заикание - неправильно согласованное взаимодействие между структурами головного мозга, отвечающими за речь, и его излечение приводит к исправлению этого состояния. У детей - полностью, у взрослых - преимущественно, но под влиянием сильного эмоционального воздействия может возвращаться в исходное патологическое состояние. Об этом написано практически во всех моих пяти или семи книгах, но суть именно такая. Тренировка (регулярная) и метроном в большинстве случаев способны удержать полученное новое взаимодействие между структурами, тем более, что оно более естественное, врожденное, о чем и напоминает ритм метронома.
Речевые клетки - это понятие образное, хотя первичное рассогласование в работе между структурами головного мозга вызывается именно гибелью клеток в результате внутриутробной или родовой травмы примерно в 85% случаев появления заикания (и это доказано компьютерной томографией). Ноотропы, в частности, именно пантогам, включают в работу резервные клетки головного мозга в речевых структурах, тем самым способствуя восстановлению взаимодействия между ними, что также можно наблюдать по картине восстановления взаимодействия на компьютерной ЭЭГ в ходе лечения, особенно у детей. Конечно, подключение новых клеток по ЭЭГ мы не можем увидеть (только на позитронно-эмиссионной томографии), но результаты восстановления взаимодействие между структурами головного мозга к норме, можем и видим. Поэтому это всё не пустые слова, а результаты наблюдения на сотнях и даже тысячах больных. Именно поэтому и печатали наши книги, хотя, как показывает практика, мало их кто читал.
Ну вот теперь кажется окончательно всё. С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш, МИЛ.
"Щит и ограждение - истина его" Псал. 90.

Nick
Nick
Репутация: 774
Лояльность: 712
Сообщения: 4241
С нами: 14 лет 2 месяца

Сообщение #733 Nick » 10.09.2017, 13:35

Михаил Иванович, спасибо за подробные ответы!

МИЛ писал(а):Сейчас заинтересованные люди просят опять вернуться "в профессию" - пока думаю. Конечно, хочется найти продолжателя дела, но это судьба и так просто не бывает. Хотя методика даже в компьютерном плане отлажена, здесь ещё нужна личность, а её непросто найти. Вернее, она сама должна меня найти.
Да, преемник обязательно нужен. Сначала хотя бы один.
Будет очень жаль, если такая уникальная методика, в которую так много вложено, "сойдёт на нет".


:arrow: Здоровья, сил и терпения.

Дмитрий781 M
Дмитрий781 M
Репутация: 151
Лояльность: 156
Сообщения: 695
С нами: 7 лет
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение #734 Дмитрий781 » 11.09.2017, 19:43

Подскажите, а можно самостоятельно заниматься по этой методике и где возможно об этом почитать?

Artem M
Artem M
Репутация: 28
Лояльность: 30
Сообщения: 185
С нами: 17 лет 8 месяцев
Откуда: St. Petersbug

Сообщение #735 Artem » 12.09.2017, 10:34

Дмитрий781, так здесь же все и написано. Просто нужно не полениться прочитать эту ветку полностью, особенно сообщения Михаила Ивановича.

Странник
Странник
Репутация: 955
Лояльность: 1310
Сообщения: 4599
С нами: 14 лет 9 месяцев
Откуда: Екатеринбург

Сообщение #736 Странник » 15.09.2017, 22:54

МИЛ писал(а):Речевые клетки - это понятие образное, хотя первичное рассогласование в работе между структурами головного мозга вызывается именно гибелью клеток в результате внутриутробной или родовой травмы примерно в 85% случаев появления заикания (и это доказано компьютерной томографией). Ноотропы, в частности, именно пантогам, включают в работу резервные клетки головного мозга в речевых структурах, тем самым способствуя восстановлению взаимодействия между ними, что также можно наблюдать по картине восстановления взаимодействия на компьютерной ЭЭГ в ходе лечения, особенно у детей. Конечно, подключение новых клеток по ЭЭГ мы не можем увидеть (только на позитронно-эмиссионной томографии), но результаты восстановления взаимодействие между структурами головного мозга к норме, можем и видим.

Михаил Иванович, извините за скрупулезность, но хочется разобраться поподробнее в этом.
Между какими именно структурами головного мозга идет рассогласование в работе?
Если это речевые структуры то, что они из себя представляют? Какой механизм речи? Как работают эти структуры, когда находятся в согласованной работе между собой? То есть откуда и как идут сигналы?
Или это есть так называемая зона Брока в головном мозге?
Это был первый вопрос.
А второй вопрос. Получается причина рассогласованности в работе между структурами головного мозга в недостатке нейронов именно на границах этих структур?

Дмитрий781 M
Дмитрий781 M
Репутация: 151
Лояльность: 156
Сообщения: 695
С нами: 7 лет
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение #737 Дмитрий781 » 19.09.2017, 16:23

Уважаемый Михаил Иванович. Меня интересует один вопрос... возможно ли более подробно объяснить нарушение в мозге человека? Неужели все так просто с одной стороны, недостаточность "речевых клеток" ведет к заиканию? Сломалась одна шестеренка в механизме и все... иная активность мозга у заикающихся людей, вполне логична. Человек пишет, идет, работает правой рукой или левой, говорит в конце концов, за каждое действие отвечает конкретная область в мозге, отсюда следует, что при заикание, активность в мозге немного отличается, от нормально говорящих людей. Проще говоря, чем сильней отходит от нормы связь в структуре головного мозга, тем серьезней заикание? А что именно не так происходит на уровне материи мозга, просто все эти нарушения связей звучит несколько абстрактно... а где место тесной связи эмоций с заиканием? Чувству страха? Ведь не даром есть такое общее понятие логоФОБИЯ, для такого отклонения.
Мои личные наблюдения за собой показали, что уровень страха напрямую влияет на заикание. Есть случаи появления заикания в подростковом возрасте и более позднем. Мое заикание, точнее ступоры на фоне речевого страха, очень гибкие, в один день могу хоть по радио выступать в другой не могу выговорить свое имя. При рождении у меня было кислородное голодание, я родился крупным ребенком 4.5 кг. от сюда и проблемы. Но так же я знаю человека, кто родился мертвым и его в детстве корректировали родители на правую руку с левой, что довольно типично для заикания... так он не знал никогда проблем с речью. Примеров можно найти массу...
P.s. хотя вполне возможно, что более подробно и конкретней объяснить невозможно на данном этапе, так как известно, что мозг является самой высокоорганизованной живой материей. Но все равно очень хотелось бы, что бы немного пояснили этот бардак в моей голове) С уважением

МИЛ
МИЛ
Репутация: 423
Лояльность: 0
Сообщения: 117
С нами: 13 лет 10 месяцев

Сообщение #738 МИЛ » 26.09.2017, 14:27

Всем привет! Ответ на большинство заданных сейчас вопросов действительно можно найти на этом сайте, внимательно прочитав все, о чем я когда-то писал. На межструктурное взаимодействие мозга оказывает влияние множество причин, в том числе и эмоциональное состояние состояние человека, которое определяется работой и состоянием определенных подкорковых образований головного мозга. Об этом очень красочно писал великий нейрофизиолог Х.Р.Дельгадо в книге "Мозг и сознание". Тем, кто интересуется этим вопросом очень советую прочитать. Сам я в 1972 году на международной конференции по нейрофизиологии видел его фильм, отрывки из которого до сих пор не выходят из головы. Представьте себе такую картину: Испания. Арена для корриды. На неё выходит высокий, но довольно щупленький старичок Дельгадо с маленькой черной коробочкой в руках. На арену выпускают настоящего бойцовского быка. Бык, увидев человека, наклоняет голову и кидается на него. Дельгадо нажимает на одну из кнопок на пульте. Бык останавливается. Нажимается другая кнопка - бык становится на колени, а когда старичок подходит - лижет ему руку. Весь секрет в том, что в определенные зоны мозга быка были вживлены электрода, а нажатие на кнопку пульта запускало электростимуляцию этих структур, которая радикально меняла поведение животного. Тогда казалось, что у нас в руках действенная система управления поведением человека. Но увы, всё оказалось совсем не просто! Хотя исследования по этой проблеме до сих пор ведутся в закрытых лабораториях всего мира.
Речевые структуры головного мозга первыми обнаружили патоанатомы ещё в середине 19 века. Отсюда и название "Речевая зона Брока" - по имени исследователя, впервые обратившего внимание на то, что при поражении этой области мозга человек теряет способность говорить. Второй была таким же образом открыта речевая область Вернике, при поражении которой человек говорит, но теряет способность понимать сказанное как им самим, так и другими людьми. Эти две области мозга долго были единственными с четко определенными функциями, пока в 30-х годах прошлого века не стали распространяться нейрохирургические операции по устранению очагов эпилепсии в головном мозге. Чтобы точно устранить очаг эпилепсии, надо было четко определить его границы в головном мозге, которые часто соприкасались с речевыми зонами. Устранить эпилепсию, но лишить человека речи - это не тот случай, ради которого работали нейрохирурги. Поэтому в конце 30-х годов прошлого века нейрохирург У.Пенфильд и электрофизиолог Г.Джаспер провели колоссальное исследование на нескольких тысячах больных, положив начало нероэлектрофизиологии головного мозга. Их книга : "Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека", изданная в 1954 и переведенная на русский язык в 1958г. до сих пор является настольной энциклопедией каждого нейрофизиолога. Конечно, книга рассчитана на специалистов, но в свое время я прочитал её за трое суток, как увлекательный детективный роман. Написана она удивительно простым языком и пытается понятно объяснить все связи между структурами головного мозга. Очень интересующимся советую прочитать, т.к. пересказывать её содержание на данном сайте просто невозможно.
Наш подход основан на работах академика М.Н Ливанова и моего безвременно ушедшего учителя И.В.Данилова. В середине 60-х годов на международном съезде физиологов в Москве, ак.Ливанов продемонстрировал по ЭЭГ, что образование условного рефлекса происходит только тогда, когда в двух точках головного мозга устанавливается взаимодействие на одной и той же частоте. И.В.Данилов впервые показал, что заикание (как искусственное, так и естественное) возникает при частотном рассогласовании в работе левого и правого полушария головного мозга. Развивая эти исследования относительно заикания, я показал, что всё дело в работе правого полушария головного мозга, в зоне, симметричной зоне Вернике левого полушария. Симметричная зона правого полушария отвечает за первичную (черновую) обработку всех входящих сигналов головного мозга, в том числе и речевых. Нарушение такой обработки приводит к перегрузке речевых областей левого полушария головного мозга и появлению нарушений речи в виде заикания или непроизвольных остановок, или повторов первых слогов в слове и т.п. На функционирование как левого, так и правого полушарий влияет масса факторов в работе головного мозга, в том числе, конечно, и работа структур, отвечающих за эмоциональное состояние. Но первичным, запускающим всю цепочку патологии, является именно нарушения в теменно-височной зоне правого полушария, что доказывается нашими многочисленными научными работами, которые напечатаны в научных статьях и книгах.
Доступной и практически полезной считаю книгу: "Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста" - Санкт-Петербург, "Детство-Пресс", 2010. - 160 стр. В приложении там приводится текст самовнушения, а также ряд полезных звукодвигательных упражнений, как для подростков, так и для взрослых.
И наконец, рассогласование между структурами головного мозга происходит не на границах, которых по сути нет, а в электрическом взаимодействии между структурами, которое фиксируется по ЭЭГ.
Вот примерно всё, что я мог сказать по сути заданных вопросов. Искренне Ваш, МИЛ.
"Щит и ограждение - истина его" Псал. 90.

Странник
Странник
Репутация: 955
Лояльность: 1310
Сообщения: 4599
С нами: 14 лет 9 месяцев
Откуда: Екатеринбург

Сообщение #739 Странник » 04.10.2017, 23:29

МИЛ писал(а):И.В.Данилов впервые показал, что заикание (как искусственное, так и естественное) возникает при частотном рассогласовании в работе левого и правого полушария головного мозга. Развивая эти исследования относительно заикания, я показал, что всё дело в работе правого полушария головного мозга, в зоне, симметричной зоне Вернике левого полушария. Симметричная зона правого полушария отвечает за первичную (черновую) обработку всех входящих сигналов головного мозга, в том числе и речевых. Нарушение такой обработки приводит к перегрузке речевых областей левого полушария головного мозга и появлению нарушений речи в виде заикания или непроизвольных остановок, или повторов первых слогов в слове и т.п. На функционирование как левого, так и правого полушарий влияет масса факторов в работе головного мозга, в том числе, конечно, и работа структур, отвечающих за эмоциональное состояние. Но первичным, запускающим всю цепочку патологии, является именно нарушения в теменно-височной зоне правого полушария, что доказывается нашими многочисленными научными работами, которые напечатаны в научных статьях и книгах.
Доступной и практически полезной считаю книгу: "Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста" - Санкт-Петербург, "Детство-Пресс", 2010. - 160 стр. В приложении там приводится текст самовнушения, а также ряд полезных звукодвигательных упражнений, как для подростков, так и для взрослых.
И наконец, рассогласование между структурами головного мозга происходит не на границах, которых по сути нет, а в электрическом взаимодействии между структурами, которое фиксируется по ЭЭГ.
Михаил Иванович, спасибо за научную информацию. Очень познавательно. Хоть бери и конспектируй).
Михаил Иванович, вы пишите, что первичным, запускающим всю цепочку патологии, является именно нарушения в теменно-височной зоне правого полушария.
Это означает, что именно здесь есть недостаток нейронов в головном мозге человека, который потом ведет к частотному рассогласованию между структурами головного мозга и перегрузке левого полушария, и как результату -заиканию?
Если это так, причины недостатка нейронов в этой зоне вы уже описали.
Теперь просьба тогда , методы борьбы с этим еще раз напишите, чтобы устранить частотное рассогласование между структурами головного мозга?
Это насколько я помню : тренировка под метроном послоговой речью, публичность выступлений, эмоциональное состояние и плюс, как я понял не останавливаться на тренировках, иначе может заикание вернуться? Напомните, если что я упустил еще.

Дмитрий781 M
Дмитрий781 M
Репутация: 151
Лояльность: 156
Сообщения: 695
С нами: 7 лет
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение #740 Дмитрий781 » 21.10.2017, 11:51

Михаил Иванович, книга Мозг и сознание действительно очень интересная. Правда издание старое, наверное в современная нейрофизиология продвинулась еще дальше. Вы знаете какие-нибудь современную литературу о мозге?
продемонстрировал по ЭЭГ, что
образование условного рефлекса происходит только
тогда, когда в двух точках головного мозга
устанавливается взаимодействие на одной и той же
частоте. И.В.Данилов впервые показал, что заикание
(как искусственное, так и естественное) возникает при
частотном рассогласовании в работе левого и правого
полушария головного мозга. рассогласование между структурами
головного мозга происходит не на границах, которых
по сути нет, а в электрическом взаимодействии между
структурами, которое фиксируется по ЭЭГ.

Как я понимаю речь это условный рефлекс высшего порядка...
Рассогласование это и есть нарушение.
Михаил Иванович корректно ли проводить аналогию между взаимодействием полушарий мозга и обменом данных в цифровой электронике для упрощения понимания?
запускающим всю цепочку патологии,
является именно нарушения в теменно-височной зоне
правого полушария, что доказывается нашими
многочисленными научными работами, которые
напечатаны в научных статьях и книгах.

Хотелось бы уточнить про отклонение в теменно-височной зоне...именно там недостаток нейронов? И одной из причин этого недостатка может быть кислородное голодание?
Вы наверное на многие вопросы уже отвечали, а я пока не прочитал все ваши сообщения, но обязательно прочту.

Добавлено спустя 4 минуты 47 секунд:
Вот интересная статья по теме для интересующихся
Спойлер
Неврологические основы речи
Речь, голос и слух – это функции человеческого
организма, которые имеют огромное значение не
только для общения людей, но и для культурного и
интеллектуального развития всего человечества.
Развитие речи тесно связано с высшей нервной
деятельностью. Речь – это относительно молодая
функция коры головного мозга, которая возникла в
стадии развития человека как существенное
дополнение к механизму нервной деятельности
животных. И. П. Павлов писал: «В развивающемся
животном организме на фазе человека произошла
чрезвычайная прибавка к механизмам нервной
деятельности.
Для животного действительность представлена
исключительно раздражениями и их следами в
больших полушариях головного мозга в
специальных клетках зрительных, слуховых и других
центров. Это то, что для человека представляется
как впечатления, ощущения и представления от
окружающей внешней среды.
Это первая сигнальная система действительности,
общая у нас с животными.
Но слово составило вторую, специальную систему
действительности, будучи сигналом первых
сигналов.
Именно слово сделало нас людьми, однако не
подлежит сомнению, что основные законы,
установленные в работе первой сигнальной
системы, должны действовать и во второй, потому
что это работа той же нервной ткани…».
Деятельность первой и второй сигнальных систем
неразрывно связана, обе системы непрерывно
находятся во взаимодействии.
Деятельность первой сигнальной системы – это
усложненная работа органов чувств. Первая
сигнальная система – носительница образного,
предметного, конкретного и эмоционального
мышления, работает под влиянием прямых
(несловесных) воздействий внешнего мира и
внутренней среды организма. У человека имеется
вторая сигнальная система, обладающая
способностью создавать условные связи на
сигналы первой системы и образовывать
наисложнейшие взаимоотношения организма с
окружающей средой. Основным специфическим и
реальным импульсом для деятельности второй
сигнальной системы является слово. Со словом
возникает новый принцип нервной деятельности –
абстрактный.
Это обеспечивает неограниченную ориентацию
человека в окружающем мире и образует самый
совершенный механизм разумного существа –
знание в форме общечеловеческого опыта.
Корковые связи, образуемые при помощи речи,
представляют собой свойство высшей нервной
деятельности «человека разумного», однако оно
подчиняется всем основным законам поведения и
обусловлено процессами возбуждения и
торможения в коре головного мозга.
Итак, речь – это условный рефлекс высшего
порядка. Развивается она как вторая сигнальная
система.
Возникновение речи обусловлено процессом
развития центральной нервной системы, при
котором в коре головного мозга образуется центр
для произношения отдельных звуков, слогов и слов
– это моторный центр речи – центр Брока.
Наравне с ним развивается способность различать
и воспринимать условные звуковые сигналы в
зависимости от их значения и порядка – образуется
гностическая речевая функция – сенсорный центр
речи – центр Вернике. Оба центра в отношении
развития и функции тесно связаны, находятся у
правшей в левом полушарии, у левшей – в правом.
Эти корковые отделы не функционируют
изолированно, а связаны с остальными отделами
коры, и, таким образом, совершается
одновременная функция всей коры головного
мозга. Это и есть совокупная работа всех
анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в
результате которой происходит анализ сложной
внутренней и внешней среды и затем синтез
сложной деятельности организма.
Для возникновения речи у ребенка (речь является
врожденной способностью человека) основное
значение имеет слух, который в период развития
речи формируется сам под влиянием звуковой
системы языка. Связью слуха и речи, однако, не
исчерпывается взаимосвязь первой и второй
сигнальных систем.
Слух для членораздельной речи является лишь
одной частью речевого акта. Другая его часть –
произношение звуков, или артикуляция речи,
которое постоянно контролируется слухом. Речь
является также сигналом для связи с другими
людьми и для самого говорящего. При артикуляции
(произношении) возникают многочисленные тонкие
раздражения, идущие от речевого механизма в
кору больших полушарий, которые становятся для
самого говорящего системой сигналов. Эти сигналы
поступают в кору одновременно со звуковыми
сигналами речи.
Таким образом, развитие речи – это чрезвычайно
сложный процесс, обусловленный влиянием
различных факторов. Многочисленные
исследования показали, что речевая функция
формируется следующим образом: результаты
деятельности всех корковых анализаторов,
принимающих участие в формировании речи, по
пирамидным путям передаются к ядрам черепно
мозговых нервов ствола мозга своей и в большей
степени противоположной стороны.
От ядер черепно мозговых нервов отходят нервные
пути, направляющиеся к периферическому
речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы,
язык и т. д.), в мышцах которого находятся
окончания двигательных нервов.
Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы
от центральной нервной системы, побуждающие
мышцы к сокращению, а также регулирующие их
тонус. В свою очередь к центральной нервной
системе по чувствительным волокнам идут
двигательные раздражения от речевой
мускулатуры.
Как уже было отмечено, речь не является
врожденной способностью человека. Первым
голосовым проявлением новорожденного является
крик.
Это врожденный безусловный рефлекс,
возникающий в подкорковом слое, в самом
низшем отделе высшей нервной деятельности.
Крик возникает в ответ на внешнее или внутреннее
раздражение. Каждый новорожденный ребенок
подвергается охлаждению – действию воздуха
после рождения, температура которого ниже
температуры в утробе матери, кроме того, после
перевязки пуповины прекращается поступление
материнской крови и наступает кислородное
голодание. Все это способствует рефлекторному
вдоху как первому проявлению самостоятельной
жизни и первому выдоху, при котором возникает
первый крик.
В дальнейшем плач новорожденных вызывается
внутренними раздражениями: голодом, болью,
зудом и т. д. На 4–6 й неделе жизни голосовые
проявления младенцев отражают его ощущения.
Внешним проявлением спокойствия является
мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях –
голос резкий, в этот период в голосе ребенка
начинают появляться разные согласные звуки –
«агуканье». Так ребенок постепенно приобретает
двигательный прототип для дальнейшего развития
речи. Каждый изданный звук передается волной
воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому
слуховому анализатору. Таким образом развивается
и закрепляется закономерная связь двигательного
анализатора и слухового. В возрасте 5–6 месяцев
запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки
бывают воркующими, чмокающими,
вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются
звуки, образуемые губами и передней частью языка
(«мама»,«папа»,«баба»,«тата»), так как мышцы этих
отделов хорошо развиты благодаря сосанию.
В период между 6–8 месяцами образуются условные
рефлексы и дифференциация первой сигнальной
системы. Происходит повторение одного слога как
примитивное речевое проявление. Ребенок слышит
образование фонем (тех или иных звуков), и
звуковой стимул воспроизводит артикуляционный
стереотип. Таким образом постепенно
вырабатывается моторно акустическая и акустико
моторная связь, т. е. ребенок произносит те
фонемы (звуки), которые слышит. Между 8–9
месяцами начинается период рефлекторного
повторения и подражания. Ведущую роль берет на
себя слуховой анализатор. Постоянным
повторением разных слогов у ребенка
вырабатывается замкнутый слухо двигательный
круг.
В этот период возникает механизм повторения
сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его
лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико
моторный круг ребенка. Так налаживается работа
между слышимой и собственной речью. Сначала
ребенок повторяет за матерью слоги или
односложные слова. Эта функция простого
повторения слышимых звуков называется
физиологической эхолалией и является
характерным признаком первой сигнальной
системы (повторять отдельные слоги и простые
слова могут и животные, например попугаи,
скворцы, обезьяны). Приблизительно в одно время
с физиологической эхолалией (повторением,
подражанием) начинает развиваться и понимание
значения слов. Ребенок воспринимает слова и
короткие фразы как словесный образ. Важную роль
для понимания значения слов играет оттенок
произносимой родителями фразы. В этот период
все большее значение в формировании речи
начинает играть зрительный анализатор. В
результате взаимодействия слухового и
зрительного анализаторов у ребенка постепенно
развиваются сложные аналитические (акустико
оптические) процессы.
Укрепляются механизмы обеих сигнальных систем,
возникают условные рефлексы высшего порядка.
Например: ребенка подносят к тикающим часам и
при этом говорят: «тик так». Через несколько дней
ребенок поворачивается к часам, как только
произносят «тик так».
Моторная реакция (поворачивание к часам)
является доказательством, что акустико моторная
связь закрепилась. Слуховое восприятие вызывает
моторную реакцию, которая имеет отношение к
прежнему зрительному восприятию. В этой стадии
двигательный анализатор развит больше, чем
стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка
постоянно развиваются все более и более сложные
общие моторные реакции на словесные
раздражения, но эти реакции постепенно
тормозятся, и формируется речевой ответ. Первые
самостоятельные слова ребенок начинает
произносить, как правило, в начале второго года
жизни. По мере развития ребенка внешние и
внутренние раздражения и условные реакции
первой сигнальной системы вызывают речевые
реакции.
В этом периоде жизни ребенка все внешние и
внутренние раздражения, все вновь образованные
условные рефлексы, как положительные, так и
отрицательные (негативные), отражаются речью, т.
е. связываются с двигательным анализатором речи,
постепенно увеличивая словесный запас детской
речи.
На основе уже развившихся акустическо
артикуляцион ных и оптико артикуляционных
связей ребенок ранее слышимое слово произносит
без подсказывания и называет видимые предметы.
Кроме того, он использует осязательные и
вкусовые связи, и в комплексную речевую
деятельность включаются все анализаторы. В этом
периоде сложная система условных связей, речь
ребенка находятся под влиянием прямого
восприятия действительности. На развитие речи
огромное влияние оказывают эмоции, и слово
возникает под влиянием радости, неудовольствия,
страха и т. д. Это связано с деятельностью
подкорковой системы головного мозга. Первые
слова, которые ребенок произносит
самостоятельно, возникают как условно
рефлекторные реакции, зависящие от факторов
внешней и внутренней среды. Ребенок называет
предметы, которые видит, выражает словами свои
потребности, например голод, жажду и т. п. В этот
период каждое слово становится
целенаправленным речевым проявлением, имеет
значение «фразы» и называется поэтому
«однословной фразой».
Разнообразными голосовыми оттенками ребенок
выражает свое настроение. Однословными фразами
ребенок говорит около полугода (до 1,5–2 летнего
возраста), затем он начинает формировать
короткие словесные цепочки, например: «мама,
на»,«баба, дай» и т. п. Имена существительные
применяются главным образом в именительном
падеже, а глаголы – в повелительном,
неопределенном наклонении, в третьем лице.
На 3 м году жизни начинается правильное
связывание слов в короткие речевые цепочки,
словарный запас ребенка уже составляет 300–320
слов. Чем больше предметов и вещей знает
ребенок и правильно называет их, тем больше
связей фиксируется в коре головного мозга.
При помощи повторяемых раздражений из
внешней среды ребенок формирует сложные
реакции, которые являются продуктом
взаимодействия вновь приобретенных и уже
установившихся в коре рефлекторных связей,
продуктом тесной взаимосвязи первой и второй
сигнальных систем.
Так постепенно формируется высшая
интеграционная способность речи, вырабатывается
высшая ступень обобщенных корковых цепных
процессов, составляющих физиологическую основу
самых сложных речевых функций мозга. Речевые
цепи связываются во все более сложные
комплексы, и закладывается основа человеческого
мышления. Разумеется, развитие речи не
заканчивается в детском возрасте, она развивается
в течение всей жизни человеческого индивида.
Таким образом, в основе формирования и развития
речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в
центральной нервной системе человека, в коре
головного мозга, подкорковых структурах,
периферических нервах, органах чувств.
Формирование, развитие и индивидуальные
особенности речи человека зависят от типа
высшей нервной деятельности, типа нервной
системы. Тип нервной системы – это комплекс
основных качеств человека, которые определяют
его поведение.
Этими основными качествами являются
возбуждение и торможение.
Тип высшей нервной деятельности – это
деятельность первой сигнальной системы в ее
единстве со второй сигнальной системой. Типы
высшей нервной деятельности не являются
постоянными и неизменными, они могут
изменяться под влиянием различных факторов, к
которым относятся воспитание, социальная среда,
питание, различные заболевания. Тип нервной
системы, высшей нервной деятельности определяет
особенности речи человека.
I тип – нормально возбудимый, сильный,
уравновешенный – сангвинический,
характеризуется функционально сильной корой,
гармонично уравновешенной с оптимальной
деятельностью подкорковых структур.
Корковые реакции интенсивны, и их величина
отвечает силе раздражения. У сангвиников
речевые рефлексы вырабатываются очень быстро
и развитие речи соответствует возрастным
нормам.
Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная,
с правильной интонацией, ровная, связная,
образная, иногда сопровождается жестикуляцией,
мимикой, здоровым эмоциональным
возбуждением.
II тип – нормально возбудимый, сильный,
уравновешенный, медленный – флегматичный,
характеризуется нормальной взаимосвязью
деятельности коры и подкорки, что обеспечивает
безупречный контроль коры головного мозга над
безусловными рефлексами (инстинктами) и
эмоциями. Условно рефлекторные связи у
флегматиков образуются несколько медленнее, чем
у сангвиников.
Условные рефлексы у флегматиков нормальной
силы, постоянны, равны силе условных
раздражений. Флегматики быстро учатся говорить,
читать и писать, речь их размеренная, спокойная,
правильная, выразительная, но без эмоциональной
окраски, жестикуляций и мимики.
III тип – сильный, с повышенной возбудимостью –
холерический, характеризуется преобладанием
подкорковых реакций над корковым управлением.
Условные связи закрепляются медленнее, чем у
сангвиников и флегматиков, причиной этого
являются частые вспышки подкорковых
возбуждений, которые вызывают охранительное
торможение в коре больших полушарий головного
мозга. Холерики неустойчивы, плохо подавляют
свои инстинкты, аффекты, эмоции. Принято
выделять три степени нарушения взаимодействия
коры головного мозга и подкорковых структур:
1) при первой степени холерик уравновешен, но
сильно возбудим, сильна эмоциональная
раздражимость, часто обладает великолепными
способностями, речь правильная, ускоренная,
яркая, эмоционально окрашена, сопровождается
жестикуляцией, характерны беспричинные взрывы
неудовольствия, гнева, радости и т. п.;
2) при второй степени холерик неуравновешен,
беспричинно раздражителен, нередко агрессивен,
речь быстрая, с неправильными ударениями,
иногда с выкриками, не очень выразительная,
часто неожиданно прерывается;
3) при третьей степени холериков называют
забияками, сумасбродами, речь упрощенная,
грубая, отрывистая, часто вульгарная, с
неправильной, неадекватной эмоциональной
окраской.
IV тип – слабый тип с пониженной возбудимостью,
характеризуется корковой и подкорковой
гипорефлексией и пониженной деятельностью
первой и второй сигнальных систем. Человек со
слабым типом нервной системы обладает
неравномерными и непостоянными условно
рефлекторными связями и частыми нарушениями
равновесия между процессом возбуждения и
торможения, с преобладанием последнего.
Условные рефлексы формируются медленно, часто
не отвечают силе раздражения и требованиям
быстроты ответных реакций; речь
невыразительная, медленная, тихая, вялая,
безучастная, без эмоций. Дети с IV типом нервной
системы начинают поздно говорить, речь
развивается медленно.


Вернуться в «Методики лечения заикания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 5 гостей