Логопедические упражнения для коррекции заикания у подростков и взрослых.

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модератор: Inkognito

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 111
Лояльность: 66
Сообщения: 101
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: Москва

Как оценить скорость своей речи?

Сообщение #41 yatsan » 14.01.2019, 20:50

Изображение

Скорость речи - степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока: звуков, слов и фраз. Сложно воспринимать говорящего человека, если скорость его речи чрезмерно высокая или слишком замедленная - для слушателя беседа становится настоящим испытанием.


Скорость речи бывает:

нормальной - 70-80 слов в минуту;
ускоренной - 90-120 слов в минуту;
замедленной - 50-60 слов в минуту.

У каждого человека существует естественная скорость речевого потока - тот темп речи, на котором он говорит каждый день. Темп речи определяется скоростью протекания нервных и психических процессов, он часто связан с наследственностью: у некоторых людей есть генетическая предрасположенность к быстрой речи. Скорость речи может изменяться с возрастом.

Скорость речи зависит от ситуации общения:
речь ускоряется в стрессовых ситуациях, когда есть ограничения во времени и необходимо донести важную информацию;
темп речи заметно снижается при эмоциональных потрясениях или сильном физическом недомогании говорящего человека.

Яркий пример ускорения темпа речи при волнении эпизод с Аглаей Епанчиной - главной героиней романа Ф.М.Достоевского "Идиот"
- Ну, довольно, надо торопиться, - заключила она, выслушав все, - всего нам только час здесь быть, до восьми часов, потому что в восемь часов мне надо непременно быть дома, чтобы не узнали, что я здесь сидела, а я за делом пришла; мне много нужно вам сообщить. Только вы меня совсем теперь сбили....
...она спрашивала быстро, говорила скоро, но как будто иногда сбивалась и часто не договаривала; поминутно торопилась о чем-то предупреждать; вообще она была в необыкновенной тревоге и хоть смотрела очень храбро и с каким-то вызовом, но, может быть, немного и трусила.


Существуют патологические расстройства скорости речи, которые связаны с нарушением нормального функционирования речевой системы:

Тахилалия - неудержимая стремительность речи, когда человек произносит 250-300 слов в минуту.

Брадилалия - речь с "эффектом замедления" - человек говорит очень медленно и монотонно - всего 20-30 слов в минуту.

Скоростью речи можно сознательно и произвольно управлять: говорить медленно или быстро. Это называется "игра темпа" - когда скорость речи становится средством, которое придаёт выразительность речи и позволяет удерживать внимание слушателя долгое время.

Как измерить скорость своей речи?

Прочитайте текст с комфортной для вас скоростью. Запишите чтение на диктофон. Данный текст содержит 149 слов.

- Посмотрим, - сказал жизнерадостный импресарио, наклоняясь над географическим атласом. - Вот место, куда мы можем завернуть на обратном пути. Столица Мадагаскара, имеет сто тысяч жителей.

- Это звучит обещающе, - сказал Марк Твен, запуская руки в густые кудри. - Прочтите, что там есть еще по этому вопросу.

- Жители Мадагаскара, - продолжал читать жизнерадостный импресарио,- отнюдь не дикари, и лишь немногие из племен могут быть названы варварскими. Среди мадагаскарцев много ораторов, и язык их полон фигурами, метафорами и притчами. Есть много данных, чтобы судить о высоте умственного развития населения Мадагаскара.

- Звучит очень хорошо, - сказал юморист. - Читайте дальше.

- Мадагаскар, - продолжал импресарио, - родина огромной птицы -Эпиорнис - кладущей яйца величиной в 15 с половиной на 9 с половиной дюймов, весом от десяти до двенадцати фунтов. Эти яйца...

- Не стоит читать дальше, - сказал Марк Твен. - Мы не поедем на Мадагаскар.


Прослушайте аудиозапись и оцените следующие моменты:

1. Сколько времени у вас ушло на чтение текста - если больше минуты, то темп вашей речи можно считать нормальным.

2. Если вы прочитали текст за минуту или быстрее, вам стоит контролировать скорость речи и снижать её.

3. Если чтение заняло у вас более двух минут, то вам следует поработать над качеством чтения и увеличением темпа речи.

****************************************************

Понравилась статья? Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!

Если у вас есть вопросы к логопеду для взрослых, отправляйте их на почту shamardinanew@gmail.com
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

17 лет опыта коррекционной работы с детьми и семьями, подростками и взрослыми

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 111
Лояльность: 66
Сообщения: 101
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: Москва

Видео: "Как не надо стесняться говорить"

Сообщение #42 yatsan » 19.03.2019, 10:16

Добрый день!
В этом видео рассказываю о том, как не надо стесняться говорить. Все рекомендации основаны на опыте работы со взрослыми людьми, имеющими речевые проблемы
phpBB [video]
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

17 лет опыта коррекционной работы с детьми и семьями, подростками и взрослыми

Pupil
Аватара
Pupil
Репутация: 336
Лояльность: 309
Сообщения: 1830
С нами: 18 лет 10 месяцев

Сообщение #43 Pupil » 19.03.2019, 12:33

Извините, ваши советы из серии благих пожеланий. К термину "как" имеют отдаленное отношение.
viewtopic.php?p=262943#p262943
Артур Янов "Первичный крик", АСТ Москва, (психология)

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 111
Лояльность: 66
Сообщения: 101
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: Москва

Как расслабиться во время речи?

Сообщение #44 yatsan » 03.06.2019, 18:04

Изображение

"Иногда во время разговора с авторитетным человеком я чувствую зажатость и напряжённость, меняется голос - он становится каким-то чужим, я не могу его контролировать. Иногда мне не хватает воздуха, напряжение сковывает язык, у меня просто физически не получается сказать что-то чётко и громко" - так описывает свои ощущения взрослый человек, у которого нет проблем с речью. Только некоторых ситуациях что-то действительно мешает ему говорить свободно и спокойно. Именно так проявляется зажатость мышц в условиях эмоционального стресса - дыхание становится поверхностным, сильно напрягается голосовой аппарат, сокращаются мышцы нижней челюсти. Напряжение препятствует слаженной работе механизмов речи: дыхания, голоса и свободной артикуляции.
Вильгельм Райх - австрийский психолог и ученик Фрейда - считал мышечное напряжение способом блокировки некоторых эмоциональных состояний - тревоги, гнева и др. Райх выделил основные сегменты, в которых напряжение проявляется сильнее всего: глаза, рот, шея, грудь, диафрагма, живот, таз. Мышечные зажимы искажают естественные чувства, стесняют дыхание и мешают полноценному самовыражению

Напряжение в каких мышцах мешает говорить свободно?

Напряжение в груди связано с ограничением дыхательных движений - они едва заметны, поверхностны

Плечи напрягаются, когда сильно подняты вверх или склонены вперёд

Подбородок зависит от мышц шеи, если они напряжены, то подбородок слегка направлен вверх, опущен вниз или вжимается в шею

Лицо напряжённое, лоб в складках, поджатые губы - зажимы лицевых мышц

Челюсть - нижняя челюсть прижимается к верхней, зубы стиснуты, трудно открыть рот широко без напряжения

Язык - отодвинут назад или упирается в нижние зубы

Матиас Александер был молодым преуспевающим актером в Сиднее до тех пор, пока не почувствовал, что теряет голос. Пытаясь найти причину нарушения в работе своего речевого аппарата, он стал наблюдать за собой в зеркало во время речи. Он отметил некоторые своеобразные движения, которые производят его шея и голова и связал это с напряжением мышц в этой части тела. Так был открыт «принцип Александера»: ...пытаясь улучшить функции моего органа речи и прибегая при этом к различным методам, я обнаружил, что определенное положение головы и шеи по отношению к туловищу… осуществляет первичный контроль над организмом в целом»

Какое положение мышц можно считать расслабленным?

Грудь совершает ощутимые дыхательные движения всей передней поверхности тела от верхней границы грудной клетки до нижней

Плечи - опущены и расправлены, находятся в одной плоскости с грудной клеткой, не поднимаются во время дыхания

Подбородок - направлен вперёд, параллельно полу - нагрузка на мышцы шеи распределяется равномерно

Лицо - спокойное, взгляд направлен прямо, губы сомкнуты и расслаблены

Челюсть - подвижная челюсть слегка отодвинута назад, верхние и нижние зубы не соприкасаются

Язык - широкое тело языка направлено вверх и прикасается к бугоркам за верхними зубами

Обычно человек не может сказать, расслаблены или сокращены мышцы его ног, отведены назад или подобраны его ягодицы, прямая или сгорбленная у него спина, приподняты или опущены плечи. Такой недостаток осознанности говорит о неполноценном функционировании тех частей тела, которые выпали из сознания. Человеку, не чувствующему своих ног, не достает уверенности, поскольку он не знает, крепко ли стоит на ногах...
Александр Лоуэн

Как справиться с напряжением в речевых мышцах?

Чтобы обнаружить мышечные зажимы, которые мешают свободно говорить, нужно почувствовать разницу между напряжением и спокойным состоянием этих отделов. Включите спокойную музыку, звуки природы или белый шум. Расположитесь в кресле или на стуле, но не опирайтесь на них, а держите спину прямо. Колени согнуты, ступни стоят на полу.

Плечи - поднимите медленно вверх, насколько это возможно, задержитесь на 1-2 секунды. Затем медленно опустите плечи максимально вниз. Почувствуйте расслабление и комфорт в этом положении.

Подбородок - слегка запрокиньте голову назад и спокойно произнесите звук "а-а-а-а", затем наклоните голову немного вперёд и одновременно проговорите "а-а-а-а". Расположите подбородок прямо и спокойно скажите "а-а-а-а" - звук голоса стал объёмным и свободным.

Язык, челюсть - зевание или глоток воды помогают мышцам языка и челюсти принимать расслабленное положение. Попробуете зевнуть со звуком "а-а-а-а" и обратите внимание, как после смыкания подвижная челюсть опускается вниз, а язык слегка поднимется вверх. Сделайте небольшой глоток воды и вы почувствуете как расслабляются мышцы.

************************************************************

Спасибо за внимание! Спасибо, что прочитали!
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

17 лет опыта коррекционной работы с детьми и семьями, подростками и взрослыми

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 111
Лояльность: 66
Сообщения: 101
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: Москва

Культ, усердие, дискомфорт и другие "правильные" действия, которые не совершают родители детей с заиканием

Сообщение #45 yatsan » 09.03.2023, 11:04

Изображение

Есть мнение, что конфликтные, тревожные и авторитарные методы воспитания способствуют развитию невротизации у детей, которая обязательно отразится на речи и вызовет заикание. Только сегодняшние родители очень стараются быть добрыми, отзывчивыми и понимающими. Впервые родители получили абсолютный доступ ко всем тайнам психологии, педагогики, педиатрии и прочих сфер знаний, которые помогают взрастить цветы жизни.

Уровень компетентности в вопросах воспитания в молодых семьях возрос до небывалых высот:

- каждая уважающая себя мама заблаговременно изучает нормы развития, умеет организовать режим дня не хуже, чем в детском сад и продумывает детский рацион так, чтобы все калории были на своём месте;

- любой уважающий себя отец проводит время с детьми и всегда готов самоотверженно играть, читать и развлекать самыми полезными видами активностей;

- подготовленность, грамотность, осведомленность, информированность - вот лучшие качества, которые характеризуют успешных мам и пап.

Другое важное качество современных родителей - активная и максимальная включенность, предельная причастность к жизни, обучению и развитию ребёнка. Мамы и папы действительно готовы поддерживать, направлять, помогать и содействовать любому веянию в сфере интересов ребёнка. Мы купим снаряжение, согласуем расписание, отвезем на тренировку, только занимайся, сынок. Любые трудности и преграды становятся преодолимыми, при участии такой группы поддержки.

“Эта жизнь пройдёт без ошибок” - так говорила героиня романа “Бесы” Достоевского, Варвара Петровна Дроздова принимая решение взять на воспитание девочку-сироту, выписывая учителей и подыскивая для неё выгодную партию

Но судьба распорядилась иначе, направив жизнь девушки в непредсказуемое для благодетельницы русло. Даша была доброй, скромной, рассудительной и благодарной девушкой. Варвара Петровна безусловно совершила благое дело из добрых побуждений, но все мы знаем, куда ведёт дорога, которую выстилают благие намерения. Даша Шатова - мужественная и положительная героиня романа - желала отречься от благополучной жизни, достатка и семейных уз, чтобы стать сестрой милосердия или сиделкой.
Изображение

Быть может чрезмерная осведомленность и активное вовлечение в проблему приводит к ее усугублению? Воспитание ребёнка с заиканием - непростая задача и стоит помнить, что действия родителей во многом определяет вероятность положительных изменений. Возможно это станет для вас открытием, но эти действия часто не похожи на “правильные” или “эталонные”, наоборот они естественные и интуитивные.

Прочитайте небольшой список “классических действий” и признаки их отсутствия. Этот список напоминает личностный опросник. Вы можете поставить галочки или плюсики напротив признаков, которые найдёте у себя. Старайтесь долго не раздумывать над вариантами ответов.

Культ - почитание, поклонение и ритуальное служение трудностям

Вы не возводите заикание в культ если:

- в семье нет ритуала молчания для избавления от запинок;
- в повседневной жизни нет ритуалов, направленных на борьбу с заиканием: приметы, заговоры и аффирмации;
- уклад жизни ребёнка с заиканием соответствует возрастным особенностям и индивидуальным возможностям;
- утро ребёнка перед выходом из дому не сопровождается дыхательной гимнастикой, пропеванием гласных и простукиванием согласных для хорошей речи в школе.

Аналогия - отождествление и увравнение личности со сложностями

Вы не приравниваете заикание ко всей личности ребёнка если:

- замечаете его таланты, способности и возможности, в том числе коммуникативные;
- способны слышать сильные стороны речи ребёнка, не обращая внимания на запинки;
- можете сказать, что мой ребёнок хорошо успевает по математике, любит гулять с друзьями, коллекционирует фигурки или мастерит домики из картона.

Предсказание - фатальное влияние проблемы на будущее
Вы не проецируете заикание будущую взрослую жизнь ребёнка если:

- рассматриваете состояние проблемы здесь и сейчас, не загадывая на годы вперёд;
- избегаете произносить фразы типа: “Как же ты будешь учиться в школе?”, “Тебя не примут в институт!”;
- не поддерживаете развитие темы будущей жизни ребёнка с заиканием в близком окружении;

Изображение

Усердие - огромное рвение в изучении вопроса

Вы не находитесь в информационной зависимости от темы заикания если :

- задаете вопросы лечащему врачу или логопеду;
- ознакомились с проблемой в достоверных источниках;
- воздерживаетесь от участия в тематических группах в соцсетях.

Уклонение - защита от неприятного воздействия

Вы не избегаете общения с ребёнком из-за заикания если:

- находите время для общения с ребёнком каждый день;
- речь всегда звучит естественно, без специального замедления и ритмизации;
- ребёнок точно знает, что вы его будете слушать без спешки и с удовольствием.

Надрыв - чрезмерное усилие и напряжение

Вы не являетесь причиной эмоционального напряжения ребенка если:

- уделяете время себе и своим увлечениям;
- в доме есть зоны, в которых каждый может побыть в одиночестве;
- следите за своим физическим, эмоциональным и психическим благополучием;
- понимаете, что все люди живые, несовершенные и никто не является исключением.

Список "правильных" действий поможет понять, что ваши приёмы воспитания не исполнены благих намерений из лучших побуждений. Идеальные условия, продуманные тактики воспитания и активное участие в жизни детей не гарантирует избавления от речевых трудностей. Ежедневные ритуалы, искажение естественного звучания речи и научные поиски истощают силы детей и родителей, которые могут просто общаться друг с другом: доброжелательно и с удовольствием.

Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!

Статью подготовила для вас Анастасия Шамардина - логопед-дефектолог, опыт работы с заиканием 16 лет
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

17 лет опыта коррекционной работы с детьми и семьями, подростками и взрослыми

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 111
Лояльность: 66
Сообщения: 101
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: Москва

Заикание: мои профессиональные знания, опыт и рекомендации логопедам и людям с нарушениям плавности речи

Сообщение #46 yatsan » 05.04.2023, 13:22

Изображение

Заикание и логоневроз - одна и та же проблема?

Существует мнение, что логоневроз - это научное обозначение заикания, но это не так - если мы с вами откроем международную классификацию болезней, то увидим термин “заикание” и не найдём “логоневроз”. Обратимся к клинической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений и снова обнаружим “заикание” - никакого логоневроза. В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с судорогами мышц речевого аппарата. Термины “логоневроз” и “заикание” - не являются синонимами одного и того же нарушения. Более того, они не всегда коррелируют, особенно в детском возрасте. Логоневроз у детей - большая редкость, особенно в инициальной стадии заикания. Логоневроз чаще присутствует в структуре нарушения речи при заикании, но только у подростков и взрослых. Логоневроз - это вторичное явление, которое появляется с опытом общения и усугубляет симптоматику данного расстройства речи

Почему у одних детей появляется заикание, а у других - нет?
Заикание чаще всего появляется у детей в возрасте от 2 до 4 лет, реже после 7 лет, и совсем редко в подростковый период, хотя бывают и такие случаи. Интересно, что из сотни детей одного и того же возраста, заикание проявляется только у одного и, скорее всего, это будет мальчик. Не смотря на многочисленные научные данные, причина появления этого феномена у других детей до сих пор не раскрыта. Однако, исследователи сходятся во мнении, что заикание появляется из-за воздействия нескольких факторов. Например, к возникновению запинок в речи приводит сочетание наследственной предрасположенности и одномоментная психологическая травма. Эти факторы срабатывают только в тот в момент развития ребёнка, когда речь наиболее уязвима - в период становления речевой системы и формирования индивидуального профиля межполушарной асимметрии. Также существует мнение, что заикание формируется у детей с гиперчувствительностью иммунной системы и нарушением сенсорной адаптации.

Заикание проявляется внезапно?

Внезапное возникновение - это визитная карточка заикания - оно появляется неожиданно для родителей и для ребёнка. Совсем недавно ребёнок радовал родителей образцовым речевым развитием, а сегодня не может ни слова сказать без запинки. Некоторые взрослые хорошо помнят момент из детства, когда появились запинки в речи и стало трудно разговаривать дома или в школе. Если попытаться установить комплекс причин, которые привели к появлению запинок и свести минимуму их воздействие, то прогноз, относительно плавности речи, будет весьма оптимистичным. Родители могут составить список ситуаций, в которых усиливается проявление запинок и устранить их на время или навсегда. Плавную речь можно вернуть, если своевременно принять меры. При этом стоит избегать установления проблемы с плавностью речи во главу угла, заслоняя этим потребности и индивидуальные особенности ребёнка. Нарушения плавности речи имеют тенденцию к усугублению в том случае, если все силы брошены на “борьбу”, “победу”, “успех” и “избавление”. Важно действовать разумно

Изображение

Что делать родителям, если ребёнок начал заикаться?

Во-первых, родителям надо успокоиться и не драматизировать ситуацию. Родительская тревога и переживания не останутся незамеченными и отразятся на поведении ребёнка. Во-вторых, родители должны безотлагательно принять меры и обратиться за помощью к компетентным специалистам: логопеду, детскому психиатру или неврологу.

Что не стоит делать родителям:

1. Ждать, когда запинки сами пройдут - если это заикание, то оно не пройдёт самостоятельно

2. Просить ребёнка говорить нормально - это не сработает, поскольку дети сами не контролируют запинки

3. Чрезмерно акцентировать внимание ребёнка - он может не придавать значения запинкам или не подозревать о проблемах

4. Обращаться за помощью к сомнительным экспертам - такая помощь может навредить и усугубить запинки

5. Обвинять себя или близких - никто не принимает решение начать заикаться и виноватых в этом тоже нет

Можно сказать, что заикание проходит само собой или с возрастом?
Заикание само собой не проходит. Эта проблема имеет склонность усиливаться со временем. Сами собой проходят физиологические итерации в детском возрасте. Итерации - такие запинки, которые появляются в речи, когда дети учатся применять языковую систему в новых ситуациях. Но отличить физиологические итерации от истинного заикания может только специалист, по результатам комплексного обследования. Если вам кажется, что ребёнок начал заикаться, вы должны записаться на диагностику к логопеду, неврологу и детскому психиатру. Лучше перестраховаться и принять меры вовремя, чем ждать, когда запинки станут усиливаться и инициальное заикание перейдет в хроническую форму. Не опасайтесь визита к такого рода специалистам. Именно детский психиатр может определить истинную природу данного нарушения, выявить причину и назначить правильную схему лечения, если это необходимо

Бытует мнение, что заикание - это вредная привычка, от которой надо избавиться. Насколько это справедливо?
Заикание - это не привычка, а сложное нарушение речи, которое не поддается произвольной регуляции. Никто не принимает решение начать заикаться. Согласитесь, мы не станем сравнивать нарушения зрения или слуха с привычками. С заиканием и другими речевыми проблемами это происходит чаще, чем хотелось бы. Действительно, при заикании формируется привычный образ жизни, который проявляется в избирательности контактов и в особенностях речевого поведения. Другие привычки, возникающие вследствие заикания - это уловки разного рода, которые делают речь более плавной. Такие привычные действия очень разнообразны, главная их цель - справиться с трудностями в речи, приспособиться к социальной жизни и общению с окружающими людьми.

Привычные действия при заикании бывают продуктивными и непродуктивными. Продуктивные привычки помогают преодолеть и нивелировать моторные трудности в речи. К продуктивным привычкам можно отнести регулярные занятия с логопедом, посещение коррекционных курсов, расширение круга контактов и интересов. К непродуктивным привычкам относится отказ от общения, концентрация на речевых и личностных проблемах, жёсткий контроль устной речи

Изображение

Как лучше работать над речью при заикании: в группе или индивидуально?

Когда взрослый человек или родители ребёнка принимают решение заниматься коррекцией заикания, перед ними встаёт выбор: заниматься в группе или индивидуально. Групповая терапия подходит для тех, кто испытывает чувство одиночества и изолированности из-за заикания. В группе можно можно познакомиться с другими людьми, у которых есть похожие проблемы с речью. Отчасти в этом заключается терапевтический эффект, который особенно сильно воздействует на подростков.

Плюсы работы в группе:

- поддержка участников
- создание модели социума
- удовольствие от общения
- личные примеры преодоления трудностей

При всех своих плюсах, групповая работа над улучшением плавности речи подходит далеко не каждому. Некоторые люди сознательно выбирают индивидуальные занятия с логопедом. В этом случае можно рассчитывать на полную конфиденциальность. Это даёт чувство защищённости и безопасности.

На индивидуальных занятиях можно:

- получить больше внимания от специалиста
- создать модель диалога “с глазу на глаз”
- получить персональные рекомендации
- детально разобрать и проработать трудные моменты с речью

Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

17 лет опыта коррекционной работы с детьми и семьями, подростками и взрослыми


Вернуться в «Методики лечения заикания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 85 гостей