Сообщение #7 Ruprecht » 18.02.2018, 18:35
Тоже проходил этот курс, хочу рассказать поподробнее.
Если сразу о результатах, то никто из нашей группы (вроде, 9 человек) от заикания не вылечился, говорить можно лишь о некоторых улучшениях, причём даже не столько в отношении самой речи, сколько в отношении её оценки. То есть, люди стали несколько меньше переживать относительно своей проблемы, и как следствие, речь стала немного лучше, но принципиально ни у кого ничего не изменилось.
Так что весьма относительную бюджетность курса — 22 тысячи в 2017 году — надо оценивать с учётом результативности.
Работа проводится только групповая, индивидуальной нет, за исключением обследований (но не лечения).
Курс длится около 4 месяцев. Первый месяц мало-помалу (первые занятия очень короткие) осваивается так называемый аутотренинг (одна из методик саморелаксации), который нужно делать ещё и регулярно самостоятельно дома. Действительно, несколько успокаивает, но, к сожалению, ровно до того момента, как приходится говорить. Какого-то стойкого эффекта я не заметил.
Также, постепенно вводятся логопедические упражнения и методика равномерной послоговой речи: речь равномерно распределёнными во времени слогами, как бы под метроном (проще всего отстукивать рукой по ноге, например). Последняя действительно очень эффективна до того времени, пока ей пользуешься. Но поскольку такая речь очень далека от естественной, в обычных условиях ей пользоваться не будешь, потому как это выглядит лишь как замена одного дефекта речи на другой. Перехода такого стиля речи в свободный (автоматический) ни у кого в нашей группе, вроде бы, не произошло.
Проводятся обследования: электроэнцефалограмма, по результатам которой все оказываются здоровыми людьми; у психиатра, который назначает индивидуальное медикаментозное лечение. Приём транквилизаторов оказался для меня наиболее эффективной частью лечения: на фоне их приёма речь стала заметно улучшаться, но после окончания приёма снова ухудшилась.
С целью автоматизации нового (равномерного) стиля речи все как-то общаются, делают небольшие доклады. Такое общение способствует смягчению отношения к речи (не секрет, что большинство заикающихся переоценивают "ужасность" своей речи), но речь в обычных условиях, когда ни партнёр, ни руководитель группы тебе не помогают и не подсказывают, принципиально не меняется.
В конце курса, для "закрепления приобретённого нового стиля речи" проводится несколько сеансов гипноза. Несмотря на громкое название, ничего, кроме небольшой дремоты, эти занятия не вызывают. У меня сложилось впечатление, что профессор в действительности не владеет этой методикой.
Занятия проводят две замечательные женщины — психолог и логопед, и иногда профессор Леонид Яковлевич Миссуловин. Что касается профессора, то он очень интересный, эрудированный человек, несомненно, обладающий громадным опытом, но, к сожалению, в силу возрастных особенностей не очень склонный кого-либо слушать (намного больше любит поучать), да и, вообще, не очень интересующийся результатом лечения. Его подход, скорее, подход учёного: всех тщательно обследовать, провести через одну и ту же методику и оценить результат. Помощницы профессора намного более участливы и явно хотят помочь, но не очень знают, как. Делают, что могут.
В общем, посещение этих занятий небесполезно, если у вас есть время, так как вы убедитесь, что вы не один такой, что (скорее всего) есть люди, у которых эта проблема стоит острее чем у вас, а тем не менее они живут вполне интересной жизнью. Кстати, 3-4 человека из нашей группы говорили, на мой взгляд, вообще нормально, только с небольшими запинками. Возможно, вы окажетесь одним из них и поймёте, что конкретно ваша проблема не такая уж и проблема. Так что, как инструмент социализации эти занятия полезны, а вот что касается конкретно решения проблемы несвободной речи, проблема не решается.
Если будут вопросы, готов ответить.