Понятие аллергии знакомо всем. Давайте посмотрим на заикание как на ... аллергию.
Человек может есть что угодно, но вот на бананы у него - жуткая аллергия (потеет, бледнеет, краснеет, дрожит и т.д. и т.п.).
Человек может разговаривать нормально где угодно и с кем угодно, но как только входит в кабинет босса с докладом - у него начинается заикание (потеет, бледнеет, краснеет. дрожит и т.д. и т.п.)
В чём тогда разница? Да ни в чём - тело "считывает" определённый контекст и перестраивается под него - меняет цвет (кожа меняет цвет), температуру (мы бледнеем или краснеем), сенсорную чувствительность, мышечный тонус (везде или только в определённых частях тела).
Напомню, что в этой физической реальности подсознание представлено как раз нашим телом. Т.е. когда я пишу (говорю) "тело", я подразумеваю именно ЕГО ))) (это чтобы дальше не уточнять постоянно).
А теперь кусочек текста. Прочитайте, это полезно знать.
Как подсознание принимает решение.Углубимся в тему «как работает подсознание» с точки зрения принятия решений.
В своих комментариях в ЖЖ (и в своей практической работе с клиентами) я постоянно упоминаю, что подсознание имеет особую логику – «логику ребёнка примерно 5-7 летнего возраста». Вот про это и будет этот пост.
Сначала – про детей. Изумительный по своей простоте и одновременно глубине понимания сути явления пост (отсюда -
http://olkan.livejournal.com/243508.html), может быть именно потому, что автор – не психолог, а не отягощённая заумными теориями просто_мама, которая просто посмотрела на своего ребёнка и поняла, что на самом деле он делает, и сработала женская интуиция, и открылось ясно_видение.
Как думают дети. Записки думающей мамы. Про то, как видят мир дети, и что из этого вытекает.
Я не психолог, и ниженаписанное - просто моё видение. Это не теория, я не могу её защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.
Мне кажется, что когда ребёнок совсем маленький, весь мир для него - это такой странный цветной узор, картина абстракциониста, ведь он совсем ничего не знает, что вот это большое темное пятно - это шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены, и он стоит, и открывается, и производит шум, и он неживой. Мне кажется, перед ним течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица он не_лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают - это вместе мама, а потом, что мама может уйти, и она ещё больше и у неё есть еще куча всего. Я помню момент, когда мой сын начал замечать, что я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня - показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался - потому что у мамы вдруг исчезли привычные части тела и появились вместо них новые, а маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял - что они - это тоже такая отдельная штука. И так во всем - время начинается распадаться на «спать» и «не спать», потом на «день» и «ночь», потом на еще на кусочки поменьше, и общие понятия «есть» постепенно делятся на кусочки, и появляются завтраки, в которые едят кашу и тосты, и обеды, в которых еда распадается на первое, второе и третье, и так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки, как кубики конструктора Lego.
Так к чему я это - для меня понимание этого восприятия делает максимально понятным большинство «капризов» и прочих нелогичных требований. Мне кажется, что ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку. Знаете, как у нас бывает - вот если вспомнить собственное сильное впечатление - как в нем важны детали! Вот, например, я помню, как пустила лошадь в галоп по берегу моря, помню до сих пор, и в этой картинке есть всё - и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. И если бы я ещё раз оказалась в такой ситуации, и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль? Вот мне почему-то кажется, что все мелкие ситуации для детей - гораздо более эмоционально насыщены, чем думаем мы, и они так же целостны и неотделимы. И если мы когда-то впервые сказали малышу «это - твоя новая чашка», то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна какой-то этой эмоции - у него сложилось в этот единый отпечаток. И он снова и снова хочет пережить эту новизну гордости, или чего-то ещё, чего он, маленький, впервые пережил в какой-то момент с этой синей чашкой, а мы ему говорим «да какая тебя разница, пей из желтой!» НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения «я пью сам», ощущения бортика пластмассы на губах, ручки чашки в руках, сока в ней - все это ОБЯЗАТЕЛЬНО, а мы говорим – «желтая», а мы говорим – «какая разница».
Или про время. Вот сидит он, катает машинки, я говорю «пойдем ложиться, пора спать», он кричит «нееет, не хочу». И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит «нет» отказу от радости катания машинки, всей этой радости тяжеленькой красной машинки в руке, как у неё колесики поворачиваются об ковёр, интересно, и он сам их поворачивает и так, и сяк, а тут мама пришла и говорит «прекрати радость». Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит «пойдем спать», но по сути мама говорит «прекрати радость». И если мама скажет «бери машинку с собой, пойдем наверх», то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против - отдать машинку.
Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?
- Тесса, хочешь яблоко.
- Нет…
- Ты же хотела?
- Нет…И тут ты понимаешь, что в двух руках у неё новые пупсики и яблоко - это не яблоко.
Яблоко = в руке не будет пупсика. Поэтому я научилась смотреть на эти вещи и говорить «ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит». Я придумываю для неё новую интересную инстаграммку «я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке», она уже предчувствует это новое ощущение - и самой положить его в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике, и ещё есть яблоко». И она подпрыгивает легонько от радости и говорит «да, да!», и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад «не хотела». Разве это хуже, чем галоп на лошади по берегу штормящего моря?
Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть ту «инстаграммку», в которой ребёнок сейчас, и постараться её спасти для него. Или предложить новую.
Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания - это воспоминания сильной эмоции - радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья, страха, боли... Для ребенка каждая новизна освоения мира - это сильная эмоция, такая же сильная. Если видеть, как проживают их дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов «только треугольничком» - можно научиться их узнавать и уважать. А если уважаешь - то сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина, что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, ведь все девочки как принцессы, а не взрослую глупость «ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно», и в туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется, и хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она ещё этого не знает, она ещё не отделила любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка.
И нам надо про вилку догадаться. И надо эту вилку дать…
Как думает подсознание. Записки думающего себя.Так вот, подсознание часто тоже думает «инстаграммками».
На меня бежит собака. Я хватаю с земли камень (а лучше – два), чтобы, когда она приблизится, я в неё этот камень кинул. Для моего подсознания в этот момент есть инстаграммка «мой страх + два камня в руках = опасность убегает» - и раз я
выжил, значит, сделал всё правильно. В самый первый момент эта инстаграммка «привязана» к собаке. Но потом время идёт, «собака» из общей схемы стирается, а остальная часть – остаётся. И затем, в любой ситуации, когда я чувствую страх – по любой причине – мне нужно, чтобы в руках были два камня. Например, когда мне нужно подойти к девушке и позвать её в кино (а это очень страшно, поверьте – а вдруг откажет?), я буду подходить к ней с … камнями в обеих руках. Пойдёт девушка со мной в кино?..
Или тогда, в первый раз, инстаграммка была такая: «собака + мой страх + палка в моей руке = я бью собаку и она убегает». Если из этой общей схемы сотрётся «мой страх», но останется всё остальное, то… придя когда-нибудь в гости к друзьям, которые только что завели милую маленькую собачку, ну вот такую, которая размером не больше утюга, а я сразу хвать стул, и давай эту собачку со всей дури… Вроде, и страха нет, и собачка не опаснее того же самого утюга – зачем стулья то об неё ломать? А вот так, подсознание «вытаскивает из архива» единственный имеющийся в наличии для такого класса ситуаций шаблон – «инстаграммку» и … недоумённые взгляды друзей и порушенная собачка и дружба.
Хорошая новость в том, что подсознание, даже имеющее такой «шаблон мышления» - обучаемо. Как в вышеописанном случае с двумя камнями и девушкой двумя пупсиками и яблоком. Буквально – «положи камни на землю, «возьми» девушку в кино», ведь ты уже знаешь, что на этой земле есть камни, и что в случае реальной опасности ты быстро найдёшь что-либо, подходящее по названию-размеру-весу для того, чтобы отбиться от собаки, а пока всё тихо (даже если тебе страшно от твоих мыслей «а вдруг эта девушка откажет?») – подойди и пригласи её в кино, дай себе шанс получить ещё одно удовольствие от жизни.
Иногда подсознание само «перерастает» свои старые, не актуальные уже «инстаграммки», иногда ему нужно помочь. Аллергия и хронические болезни – это как раз и есть признак того, что в наличии имеется неактуальная в сегодняшних условиях «инстаграммка», и
ребёнка-подсознание нужно научить применять другую. Иногда – через объяснение. Иногда – просто показав, как нужно делать. Иногда – просто попросив. Как и почти всегда в жизни – вариантов больше, чем один.
Освободите руки от камней и палок… Это можно сделать и сознательным усилием.